Связь речевого развития шестилетних детей с мотивационной готовностью к школе
В отечественной педагогике и психологии сохраняется повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. В работах зарубежных и отечественных авторов исследованы многие вопросы, связанные с проблемой развития психологической готовности детей к учению, в частности: общетеоретический аспект особенностей психического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте; содержательный и структурный аспект психологической готовности детей к учению; структурно-деятельност-ные основы формирования психологической готовности старших дошколь-ников к учению; причины различных нарушений в развитии психологической готовности к учению у старших дошкольников и условия их преодоления. В последние годы в педагогической психологии все больше появляется исследований, выявляющих системные взаимосвязи между различными подструктурами личности ребенка (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков; Овчинникова Т.Н. и др.), позволяющие глубже понять феномен психологичес-кой готовности к школе. Наша работа, выполненная совместно с дипломницей И.С.Башкатовой, находится в русле этих исследований.
Целью исследования было изучение взаимосвязи речевого развития 6-летних детей с типом мотивационной готовности к школе. В эксперименте участвовали 40 детей 6,5-летнего возраста, воспитанников детских садов пос. Яковлевское Наро-Фоминского района Московской области. Психодиагно-тическое обследование проводилось в апреле 2010 года, индивидуально с каждым ребенком, исключительно в утренние часы (10:00 – 12:00).
Среди показателей речевого развития были выбраны следующие: объем словарного запаса, осознание звуковой структуры слова, фонематический слух, развитие словообразования, логико-грамматических связей, связной речи. Для их диагностики был использован комплекс методик, разработанных Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, Т.А.Фотековой, Ю.З.Гульбухом. Тип мотивационной готовности (учебный, социальный, позиционный, отметочный, игровой, внешний), уровень эмоционального отношения к школе у детей определялся с помощью известных тестов М.Р.Гинзбург, методом ранжирования воспитателями мотивов учения для каждого ребенка, теста «предметные картинки».
Полученные экспериментальные данные позволили выделить 4 группы детей по уровню эмоционального отношения к школе и типу мотивационной готовности. Первая группа (19 чел.) показала высокий уровень эмоционального отношения (то есть, безусловно, положительное), который устойчиво сочетался только с учебным типом мотивации (предпочтение предметов и занятий, связанных с учебной деятельностью, желание узнавать что-то новое, быть образованным). Эти дети показали самые высокие показатели уровней развития словарного запаса, связной речи, построения логико-грамматических связей, фонематического слуха. В то же время, по уровню осознанности звуковой структуры слова, их результаты оказались ниже результатов детей из второй группы. Среднеарифметический показатель развития речи по группе – 96,5 баллов.
Во вторую группу (5 чел.) вошли дошкольники, показавшие средний уровень эмоционального отношения к школе (то есть, в основном положитель-ное) и с доминирующим социальным типом мотивации (предпочтение предме-тов и занятий, связанных с общением как с детьми, так и со взрослыми; осознание того, что учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители). Для этих детей характерен средний уровень развития всех показателей речи (среднеарифметический – 75,2 балла), кроме ее осознанности. Этот показатель самый высокий среди всех групп.
Для детей третьей группы (5 чел.) установлен средний уровень эмоционального отношения к школе с доминирующей отметочной мотивацией (желание получать отметки, за которые хвалят взрослые, соответствовать во всем их требованиям). У этих детей самый низкие показатели по словарному запасу, осознанности и связности речи, по уровню построения логико-грамматических связей, но по фонематическому слуху и словообразованию – второй результат. Среднеарифметический показатель по группе – 61,6 балла.
Четвертая группа (8 чел.) со средним уровнем эмоционального отноше-ния и игровым типом мотивации (желание играть, гулять, общаться преиму-щественно со сверстниками и младшими детьми; занятия привлекают только, если они построены в форме игры) показала средний уровень развития речи, но этот результат в целом и по отдельным показателям выше, чем у третьей группы. Среднеарифметический показатель по группе – 69,7 балла.
Ни в одну из групп не вошли трое детей: испытуемый Артем Г. – у него средний уровень эмоционального отношения к школе при учебном типе мотивации и среднем общем уровне развития речи; испытуемый Федя У. показал средний уровень эмоционального отношения при внешнем типе мотивации (собственного желания идти в школу нет, вынуждают взрослые) и высоком общем уровне развития речи; у испытуемого Алеши И. выявлен низкий уровень эмоционального отношения к школе при внешнем типе мотивации и низком общем уровне развития речи.
Полученные в экспериментальном исследовании данные позволяют нам утверждать о существовании достаточно устойчивых, несмотря на их слож-ность и неоднозначность, связей между типом мотивационной готовности до-школьников и характеристиками их речевого развития. Интересно было бы исследовать также наличие взаимосвязей между этими подструктурами личности, в частности, изучить возможность воздействия целенаправленного речевого развития ребенка на его мотивационную сферу.