Версия для слабовидящих

К вопросу о соотношении понятий «образование» и «учебная деятельность»

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 18:44, 16 ноября 2010; V.gorchagov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Говоря о реформировании образования в современной России, понятие образования часто сужают, отождествляя с учебной деятельностью (в част-ности, при определении сроков обучения, распределении часов на различные учебные предметы, организации системы оценивания результатов учения и обучения и т.д.). Однако если обратиться к определению понятия «образова-ние» в Большом энциклопедическом словаре, то увидим, что это – «процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным и знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию мате-риальной и духовной культуры» [БЭС, 1997, с.826]. Культура же определяется следующим образом: «(от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей, включающая в себя предметные результаты деятельности (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей» [там же, с. 607].

Исходя из этого, обучение и учение - основной, но не единственный способ получения образования (особенно учитывая снижение возраста начала получения детьми систематического образования в связи с лавинообразным увеличением потока информации в 20-21 вв.).

В СССР к массовому школьному образованию детей с шести лет перешли в середине 80-х гг. 20 века, но, несмотря на достаточно длительные психолого-педагогические исследования особенностей их готовности к учебной деятельности, многие учителя механически использовали методы обучения семилеток, игнорируя возрастную специфику деятельности мозга и умственной работоспособности. В результате, видя снижение интереса к школе и переутом-ление детей, начало обучения в последние годы сдвинули на 6,5 лет. Однако не менее важно учитывать и содержательный аспект современного образования.


В эпоху глобализации необходимо менять векторы передачи опыта человечества: не только по вертикали (от предков к потомкам), но и по горизонтали. Не случайно интернет стремительно завоевывает все возрастные группы - от детей до пожилых - и преодолевает национальные границы. Однако этнографическая, религиозная, политическая и т.д. инерция приводит к резкому обострению конфликтов на самых разных уровнях: от асоциальной агрессии школьников до международного терроризма. Поэтому, как отмечает К.В.Мака-рова [2, с. 216], «на фоне кризиса гуманистической культуры... доминирующи-ми должны стать моральные ценности сосуществования... жизни и природы, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, уважения личности и ее прав... Для современного образования является акту-альной разработка концепции развития человека как духовного существа,.. вносящего целенаправленной осмысленной деятельностью духовно-нравственное измерение в жизнь мира».

Для этого надо изменить пропорции изучения естественных и гуманитарных знаний, особенно в рамках предшкольного и начального школьного образования, когда у детей еще преобладает образное познание действительности. Форсирование развития абстрактного мышления в ущерб образному мышлению приводит к его выхолащиванию, а зазубривание информации без понимания делает невозможным ее прикладное использование. Как пишут Э.Н.Гусинский и Ю.И.Турчанинова [1], опора только на память дает отрывочные знания, тогда как при опоре на соответствующие возрасту образное мышление и воображение у детей образуются логические связи и целостное системное видение мира, а осознание недостаточности сведений поддерживает любознательность и творческую активность. Показательно в этом плане изменение отношения к изучению иностранных языков современ-ными россиянами по сравнению с советским периодом, когда у подавляющего большинства шансов применить их на практике не было.

Эти же авторы указывают на необходимость соблюдения ряда условий для эффективного образования (читай: формирования) личности:

  • изучение «базовых языков взаимодействия с культурой» (чтение, письмо, счет);
  • воспроизводство культуры через взаимодействие личностей (отношения должны быть не субъект-объектными, а субъект-субъектными и взаимно уважительными); как писал Гете, учатся только у тех, кого любят;
  • наставник должен не учить догмам, а помогать ученику найти собственный путь познания и жизни;
  • образование должно отвечать внутренним потребностям ребенка и соответствовать его способностям, а не навязываться извне.

Добавим, что важно также наладить «психолого-педагогический ликбез» родителей. С одной стороны, они понимают ценность хорошего образования (настолько, что сызмальства ориентируют своих детей на поступление в вуз), но с другой, гораздо меньше занимаются с ними дома, хотя бы просто общаясь, не говоря о совместном чтении, посещении концертов и музеев, продумывании подбора фильмов и мультфильмов (даже при практическом отсутствии современной детской литературы и т.п. - ведь "детская классика" не стареет).

Еще одна крайность со стороны родителей - они или перепоручают детей дошкольным учреждениям и няням-неспециалистам, или перегружают их досрочной и без учета реальных возможностей "подготовкой" к школе, причем преимущественно в области чтения-письма-счета вместо введения в детское равноправное сообщество (домашние компьютерные игры заменили детскую субкультуру и формы ее передачи от поколения к поколению).

Это приводит к тому, что так важная в детском возрасте игровая деятельность не реализует свой развивающий и психотерапевтический (а это очень важно в современных условиях) потенциал: ведь не случайно элементы игры существуют даже у животных, а не только на протяжении человеческой истории. Возникает парадокс: по мере эволюции человечества период детства по объективным причинам растягивается, а игровая деятельность слишком рано заменяется учебной, хотя они вполне могут сосуществовать даже в рамках школы, не говоря о предшкольном образовании. Интересно, что подсозна-тельно этому сопротивляются даже «бывшие дети»: процветают медийные (на телевидении), компьютерные и нелегальные (на запрещенных игровых автоматах) игры, распространено такое погранично-патологическое состояние психики, как игромания.

Понятие образования шире учебной деятельности: оно предполагает не только получение и усвоение субъектом системы научных знаний, умений и соответствующих им навыков, но и овладение социально значимым опытом человечества и формирование эмоционально-ценностного отношения личности к миру.

Учитывая объективные закономерности анатомо-физиологического и психического развития детей, нельзя форсировать его, подменяя соответству-ющую возрасту ведущую деятельность и всестороннее гуманитарное образование обучением, тем более в форме "натаскивания".

Однобокое технократическое обучение приводит не только к смещению нагрузки на левое полушарие в ущерб работе правого, но и к выхолащиванию образования как процесса развития и саморазвития личности.

В условиях современной России дети приходят в начальную школу не только с очень разным образовательным (в широком смысле) багажом, но и не умея оптимально общаться с учителем и сверстниками: то есть наблюдается дисбаланс в развитии подструктур школьной зрелости - опережающая интеллектуальная и недостаточная социальная, нравственная, эмоционально-волевая готовность.

Литература:
  1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности.- М., 1994.
  2. Качество педагогического образования: Сборник статей.- М.,МПГУ, 2008.
  3. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.,1993.
  4. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению.Ярославль, 2004.
  5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.