Версия для слабовидящих

Виртуальная выставка «Теория стихосложения». Издания из фонда книжных памятников

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 09:28, 10 июля 2019; A.lukyanov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

О русском стихосложении

A 000.jpg Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910)

О русском стихосложении: опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915, [2], LXIV, 269 c. — 1 л. фронт. (портр.)

Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова.


A 001.jpg Рыбникова М. А.

Введение в поэтику. Задания 1—2 / М. А. Рыбникова. — Москва: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ. Отделение русского языка и литературы. II-й год обучения, 1929.

Мария Александровна Рыбникова (1885—1942) — российский педагог, методист, фольклорист, литературовед. Рыбникова разрабатывала методологию преподавания литературы в школе, писала литературоведческие работы и изучала устное народное творчество.

В 1929 году в издании Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ вышла её книжка-конспект «Введение в поэтику». В этой книге Рыбниковой были суммированы её работы по поэтике и стилистике, написанные на протяжении длительного времени.


A 003.jpg Гливенко, Иван Иванович (1868—1931)

Поэтическое изображение и реальная действительность. — Москва: Кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники», 1929. — 286,[2] c. — Тираж 6 000 экз.

Книга известного отечественного литературоведа и историка литературы И. И. Гливенко, посвящена всестороннему анализу поэтического изображения и его значения в поэзии. Автор представляет поэзию как искусство, имеющее двоякий характер, выделяя поэзию изобразительную, которая возбуждает в человеке те или иные чувства, и поэзию выразительную, которая помогает освободиться от чувств, ищущих выхода. В книге рассматриваются вопросы об отношении поэтического произведения к действительности, о связи между литературным (поэтическим) изображением и литературным направлением; представлена классификация поэтических изображений. Кроме того, автор рассуждает об условиях, необходимых читателю для восприятия поэтического произведения, прослеживает взаимосвязь между поэзией и живописью, а также затрагивает проблему правдоподобия поэтического изображения.


A 004.jpg Шульговский, Николай Николаевич

Занимательное стихосложение. — Ленинград: Издательство «Время», 1926. — 136 с. — Обложка работы М. А. Кирнарского. — Тираж 4 150 экз.

По просьбе издательства «Время», готовившего книжную серию «Занимательная наука», Шульговский написал в 1926 году «Занимательное стихосложение». Книгу хорошо приняли читатели. Через три года состоялось ее второе издание, но под названием «Прикладное стихосложение». Обе книги содержательны и занимательны по форме. Автор пишет, что поэтом «надо родиться», но знать «секреты» стихосложения, в том числе и неординарного, можно и нужно не только поэту-стихотворцу, но и любителю поэзии. В каждой из книг более сорока разделов. Техническую сторону необычных форм «высокой поэзии» Шульговский излагает доступно и интересно. Здесь эффекты звукоподражания и игры рифм, загадочные стихи и загадки в стихотворной форме, «бесконечные» стихотворения и стихи на разные случаи жизни, образцы юмористического стихотворчества и многое другое.


A 021.jpg Нефедов Федор Михайлович

Азбука стихосложения. В помощь начинающему писателю. — Москва, Из-во Всероссийского об-ва крестьянских писателей, 1928. — 64 с., Тираж 5 000 экз.

В помощь начинающему писателю. Один из первых учебников для крестьян и сельских корреспондентов, интересно и оригинально составленный, с простыми и необходимыми указаниями, как писать стихи. Памятник эпохи. Малоизвестные ценные источники для славистов и историков литературы.


A 022.jpg Воскресенский Василий Алексеевич (1845—1898)

Поэтика. Исторический сборник статей о поэзии. Пособие при изучении теории словесности — С.-Петербург: Издание В. П. Печаткина. Типография товарищества «Общественная польза», 1885., [2], 16, 398, VIII c.

Пособие при изучении теории словесности. Из содержания: Учение древних о поэзии. Характер средневековой поэзии. Ложно-классическое направление. Критика ложно-классицизма и начала эстетической теории О драме. Новоромантизм. Эстетическая теория. Историческое направление. Психо-физиологическое направление.


A 023.jpg Поэтика. Сборник статей. [5 вып.]. — Ленинград: ACADEMIA, 1926—1929. (Временник отдела словесных искусств. Государственный институт истории искусства)

Вып. II. 1927. 120 с. Тираж 1 600 экз.

Статьи: Л. Гинзбург, В. Жирмунского, Б. Ларина, Б. Томашевскаго, А. Федорова, К. Шимкевича.

Вып. IV. 1928. 158 с. Тираж 2 100 экз.

Статьи: Б. Томашевского, Н. Коварского, А. Федорова, В. Проппа, В. Жирмунского, В. Виноградова, Г. Гуковского.

Выпуск V. 1929. 194 с. Тираж 2 000 экз.

Статьи: М. Троцкой, Г. Гуковского, Г. Коровина, Б. Томашевского, Л. Гинзбург, К. Шимкевича, С. Балухатого и С. Бернштейна.


A 024.jpg Мюллер-Фрейенфельс Р.

Поэтика / Р. Мюллер-Фрейенфельс. — Перевод с немец. изд. 1921 г. И. Я. Каганова и Э. С. Паперной, редакция и предисловие проф. А. И. Белецкого. — Харьков: Культ.-просвет. орг. «Труд», 1923.

Работа немецкого психолога Р. Мюллера-Фрейенфельса «Поэтика» в переводе с немецкого издания 1921 года под редакцией и вступительной статьей профессора А. И. Белецкого. Мюллер-Фрейенфельс ставит целью «дать психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия». На этом основан эстетико-психологический метод анализа художественного произведения, разрабатывавшийся потебнианцами и в философской своей основе носящий субъективно-идеалистический характер, который получил значительное развитие и на Западе, особенно в Германии.


A 026.jpg Поэтика.: Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1—2. — Петроград: 18-я государственная типография, 1919., 110 с.

Выпуск I. Виктор Шкловский. — Потебня. Л. П. Якубинский. — О поэтическом глоссемосочетании. Виктор Шкловский. — О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. — О звуковых жестах японского языка. Л. П. Якубинский — О звуках стихотворного языка. — Л. П. Якубинский. — Скопление одинаковых плавных. — Осип Брик. — Звуковые повторы.

Выпуск II. Виктор Шкловский — Искусство как прием. Его-же. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. — Б. М. Эйхенбаум. — Как сделана «Шинель».

Сборник статей, посвященных звукам и звуковым жестам стихотворного языка, а также различным звуковым приемам. Также в сборник вошел ряд статей, посвященных различным стилистическим приемам в литературе. Авторами статей сборника являются такие видные лингвисты и литературоведы, как В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Л. Якубинский, Е. Поливанов, О. Брик.


A 027.jpg Востоков, Александр Христофорович (1781—1864)

Опыт о русском стихосложении: Сочин. Александром Востоковым, членом С. П. бургскаго вольнаго общества словесности наук и художеств. — Издание второе, значительно пополненное и исправленное. — В С.-Петербурге: Печатано в морской типографии, 1817. — [14], 1—141, 143—167,[2] c.

Известный трактат о стихосложении выдающегося филолога и поэта А. Х. Востокова, где была сформулирована тоническая теория русского народного стиха, основанная на «прозодическом периоде», бывшая долгое время наиболее авторитетной среди теорией подобного направления.

Книга, вышедшая в свет около двух столетий назад и высоко оцененная великим русским поэтом А. С. Пушкиным, и в наши дни не потеряла своего значения


A 028.jpg Мандельштам, Осип Эмильевич (1891—1938)

О поэзии: Сборник статей. — Ленинград, ACADEMIA, 1928. — 99 с. Тираж 2 100 экз.

Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

В сборник статей о поэзии Осипа Мандельштама вошли работы, написанные им в период с 1910 по 1923 гг. и связанные общими размышлениями о сущности языка, прошлом и настоящем русской поэзии, определением тех пределов, до которых простирается ее преемственность. О. Мандельштам утверждает: «в поэзии — всегда война». Основная битва в ней, по его мнению, развернулась между мирским, разговорным, «бесписьменным» языком и письменной речью монахов, церковно-славянской традицией.

В «Заметках о поэзии» он размышляет, как обмирщение или, напротив, секуляризация языка отразилась у Тредиаковского, Батюшкова, Языкова, Ломоносова, Пушкина, Хлебникова, Фета и Пастернака. Этот вопрос органично развивался в эссе «О природе слова», где О. Мандельштам задался вопросом, насколько поэзия Серебряного века стала продолжением Некрасова, Державина или даже Симеона Полоцкого. Его многогранные, зачастую парадоксальные суждения раскрываются для читателя всегда неожиданно, поверхностные на первый взгляд детали обнажают пленительные тайны поэтической речи. О. Мандельштам в этих заметках — всегда взволнованный и увлеченный оратор, полный проницательных и разноречивых высказываний.


A 029.jpg Лапшина Н. В., Романович И. К., Ярхо Б. И.

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина. — Москва — Ленинград: ACADEMIA, 1934, 144 с., 2 л. табл.. Супер обложка и переплет М. В. Ушакова — Поскочина. — Тираж 4 500 экз. Библиогр.: «Литература» (с. 77—78).

«Справочник», представляет классификацию (размеров, каталектики, строфики и метрической композиции) основных форм со статистическим подсчетом, ибо составители исходят из мысли, что в художественном целом пропорции форм столь же важны, как и их наличие. Кроме того, цифры, расположенные в хронологическом порядке, дают возможность судить о ходе развития метрики поэта и сделать в этой области некоторые выводы.


A 030.jpg Греч, Николай Иванович (1787—1867)

Учебная книга российской словесности или Избранныя места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе,: с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики, и истории российской словесности, изданныя Николаем Гречем. — Санктпетербург.: В типографии издателя.

Ч. 3. — Отделение второе. Поэзия. — 1820. — [4], 363,[1] c.

Николай Иванович Греч — русский издатель, редактор, журналист, публицист, беллетрист, филолог, переводчик. Учебная книга российской словесности, подготовленная к печати самим Н. И. Гречем, представляет собой избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, дополненная краткими правилами риторики и истории российской словесности с характеристикой отдельных периодов.


A 031.jpg Буссе, Франц Иванович

Упражнения в декламации, или собрание стихотворений для детей, извлеченное из лучших писателей. Издание третие, умноженное. — Санктпетербург, В типографии Эдуарда Веймера, 1852,[4], IV, 76 c.


A 032.jpg Язвицкий, Николай Иванович

Механизм, или стопосложение российскаго стихотворства, изданный для воспитанников Санктпетербургской губернской гимназии. – Санктпетербург: Печатано в типографии Ф. Дреслера, 1810.

«Блажен, кто с Музами в согласии живет, Кто любит песни их, приемлет их совет! Хотя он щастия в сей жизни не находит, Но век спокойно свой меж Музами проводит».


A 033.jpg Томашевский, Борис Викторович (1890—1957)

О стихе. Статьи. — [Ленинград], «Прибой», 1929. — 326,[2] c. С график. Тираж 3 000 экз.

Книга представляет собой сборник избранных работ Бориса Викторовича Томашевского, пушкиниста, текстолога, историка литературы, одного из основоположников современного стиховедения.

Содержание: Проблема стихотворного ритма.; Стих и ритм.; О стихе «Песен Западных Славян».; Генезис «Песен Западных Славян».; Ритмика четырехстопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина».; Пятистопный ямб Пушкина.; Ритм прозы (по «Пиковой Даме»).; Брюсов как стиховед.


A 034.jpg Пяст Владимир Алексеевич (1886—1940)

Современное стиховедение. Ритмика — Ленинград: Издательство писателей в Ленинграде, [1931].- 375,[2] c. — Тираж 4 200 экз.

„Не претендуя быть «научно-исследовательской» «диссертацией», наш труд не ставит себе целью дать полное описание существующих в области русского стиха явлений (хотя и учитывает новейшие в нем явления и новейшие воззрения на них), но главным образом служит, или имеет намерение служить, раскрытию таящихся в русском стихосложении возможностей. Отнюдь не навязываясь в качестве «бесспорного» учебника, — труд наш утверждает себя в качестве, однако, пособия, во-первых, для искусствоведов, желающих получить точное представление о современном положении искусства русского стиха; во-вторых, для поэтов, осознавших необходимость грамотности в той области, где черпает материал их творческая сила, и желающих не оказаться Колумбами давно открытых Америк, а действительно открывателями неизведанных областей, а в-третьих, и это пожалуй в первую очередь, для лиц, посвящающих себя воспроизведению произведений, поэзии, — для тех декламаторов, которые желают бережно и сознательно относиться к тому искусству, не существуй которого, не существовали бы с их искусством и они.“ Автор.


A 035.jpg Артюшков, Алексей Владимирович (1874—1942)

Стиховедение. Качественная фоника русского стиха. Москва: Всероссийский союз поэтов. — 1927. — 106 с.: табл. Отпечатано в типографии «Шестой Октябрь» г. Сергиев, Московской губ., в количестве 4 000 экз. На титульном листе автор — А. Артюшков. На обложке авторы — А. Артюшков и Г. Шенгели, заглавие: «Энциклопедия стиховедения».

Техника нужна во всяком искусстве; лучше если она строится на основе научной теории и в соответствии с ней. В искусстве стиха теория неполна, частью ненаучна. Особенно это относится к так называемой «словесной» или «звуковой инструментовке», иначе «эвфонии».

Настоящая книга стремится поставить «эвфонию» на прочный научный фундамент лингвистики (фонетики) и, отнюдь не претендуя на безошибочность, заложить основы качественной фоники русского лирического стиха.


A 036.jpg Асеев, Николай Николаевич (1889—1963)

Работа над стихом: [Статьи о поэзии. Стихи этого года]. — [Ленинград]: Прибой, 1929. — 165 с.; Тираж 3 000 экз.

Статьи о поэзии: Поэтический жанр; Как выбирается тема; Стихотворный фельетон; Лирический фельетон; Как делается лирика.

Стихи этого года: Дыханье эпохи. Литературный фельетон. Красная присяга и другие.


A 037.jpg Мюллер, Макс (1823—1900)

Лекции по науке о языке читанныя в Королевском Британском институте в апреле, мае и июне 1861 г. Макса Мюллера, корреспондента Institut de France… Перевод с последняго (4-го) дополненнаго английскаго издания. Санктпетербург, издание редакции «Библиотеки для чтения», 1865. — [6], IV, 303 c.

Книга крупного филолога и востоковеда Макса Мюллера, представляет собой публикацию в русском переводе серии его «Лекций по науке о языке». Заимствуя многое в науке о языке у своих предшественников Франца Боппа и Вильгельма фон Гумбольдта, поддерживая ряд положений своих современников Августа Шлейхера и Георга Курциса, Макс Мюллер сосредоточитался в своих лекциях на установлении общих закономерностей существования и эволюции языка, связывая исследование языков с исследованием культуры и религиозных воззрений народов.

  • Первая лекция. Наука о языке — одна из естественных наук.
  • Вторая лекция. Возрастание языка противополагается истории языка.
  • Третья лекция. Эмпирический период.
  • Четвертая лекция. Классифицирующий период.
  • Пятая лекция. Генеалогическая классификация языков.
  • Шестая лекция. Сравнительная грамматика.
  • Седьмая лекция. Составные элементы языка.
  • Восьмая лекция. Морфологическая классификация.
  • Девятая лекция. Теоретический период и развитие языка.
  • Прибавление. Генеалогические таблицы

A 038.jpg Брюсов, Валерий Яковлевич (1873—1924)

Основы стиховедения: Курс В. У. З. — 2-е издание. — Москва: Государственное издательство, [1924]

Части первая и вторая: Общее введение. Метрика и ритмика. — 139 с.

Книга выдающегося русского поэта и литературоведа В. Я. Брюсова (1873—1924), посвящена изложению основ стиховедения. Книга включает две части. Первая часть содержит введение в стихологию; освещается место стихологии в общей поэтике, рассматривается общая стихология и частные стихологии, описываются системы стихосложения в русском языке. Вторая часть посвящена изучению частной метрики и ритмики. Определяются понятия метра и ритма, подробно рассматриваются простые, сложные и смешанные метры, переходы метров. Для иллюстрации теоретических положений в работе используются примеры, взятые из творчества классических поэтов.


A 039.jpg Брюсов, Валерий Яковлевич (1873—1924)

Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: (Стихи 1912—1918 г.); Со вступительной статье автора. — Москва: Книгоиздательство «Геликон», 1918. — 200 с.

Один из известнейших русских поэтов, принадлежавший к старшему поколению символистов, В. Я. Брюсов — ярчайший представитель русской культуры XIX — начала XX века. Поле литературной деятельности этой необыкновенно талантливой личности обширно — он прославился как прозаик и драматург, переводчик и критик, редактор и издатель, историк литературы и стиховед. В. Я. Брюсов основал Высший литературно-художественный институт, впоследствии названный его именем.

Книга посвящена теории стихосложения.


A 040.jpg Записки мечтателей. № 1. — Петербург: Алконост, 1919. — 146 с.

«Записки мечтателей» — литературно-художественный журнал, издаваемый группой символистов во главе с А. Белым в Петрограде в 1919—1922 годах; вышло всего 6 номеров. Журнал в основном носил декадентский характер, выступал под флагом отрицания общественной направленности литературы, проповедовал «искусство для искусства».

Главное место в «Записках мечтателей» заняла проза А. Белого (эпопея «Я» — «Записки чудака», «Преступление Николая Летаева»; «Дневник писателя» и другие), а также произведения Евгения Замятина, А. Ремизова, Ф. Сологуба, Вячеслава Иванова и других. В «Записках мечтателей» опубликованы циклы стихов А. Блока (1919 год), 3-я глава поэмы «Возмездие» с предисловием автора (1921 год), черновые наброски к этой поэме и статья А. Блока «Памяти Леонида Андреева» (1922 год). Последний, 6-й номер журнала полностью посвящен А. Блоку (воспоминания К. Чуковского, А. Белого и других).

Издательство «Алконост» [сказочная птица; слово «Алконост» — искажение старинного русского речения «алкион есть птица» (греческое — зимородок)], частное издательство, существовавшее в Петрограде в 1918—1923 годах; основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей-символистов и примыкавших к ним. В «Алконосте» изданы почти все послереволюционные произведения А. А. Блока, а также книги А. Белого, Вячеслава Иванова, А. А. Ахматовой, А. М. Ремизова и других. Издательство «Алконост» выпускало журнал «Записки мечтателей» (с 1919 по 1922 год. № 1—6).


A 005.jpg Стрелец: [лит.- худож. альманах] : в 3 сб./ под ред. Александра Беленсона; обл. работы Н. Кульбина.- Петроград, Издательство «Стрелец», 1915—1916, 1922.

Сб. 1. — 1915. — [4], 216 c. 13 л. ил., нот.

Авторы: А. Блок, Д. Бурлюк, З. Венгерова, Л. Вилькина, Н. Евреинов, В. Каменский, А. Крученых, М. Кузмин, Н. Кульбин, Б. Лившиц, А Лурье, В. Маяковский, А. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Хлебников, А. Шемшурин, А. Беленсон

«Стрелец» — первый поэтический альманах, в котором символисты и футуристы выступили вместе. Название альманаху было подарено Блоком. Оно нашло отражение и в издательской марке Д. Бурлюка. В сборниках приняли участие : А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский, А. Ремизов, В. Хлебников, А. Ахматова, М. Кузмин, А. Блок и многие другие. Иллюстрации художников: Н. Кульбина, О. Розановой, Д. и В. Бурлюков, А. Лентулова, М. Синяковой, Уинтгельма Льюиса, Врубеля, Н. Альтмана, Л. Бруни, М. Добужинского, Ю. Анненкова, В. Лебедева, М. Шагала, И. Пуни.


A 014.jpg Гумилев Николай Степанович (1886—1921)

Фарфоровый павильон. Китайские стихи. — 2-ое дополненное издание. — Петроград, [Мысль], 1922., 28, [1] c.

«Фарфоровый павильон» Н. С. Гумилева увидел свет в июле 1918 г., был переиздан в 1922 г. с добавлением стихотворения «Сердце радостно, сердце крылато…». В состав книги вошел цикл «Китай».

A 018.jpg Иванов, Вячеслав Иванович, (1866—1949)

Младенчество. [Стихи]. — Петербург, «Алконост», 1918, 57 с.

Вячеслав Иванов — одна из своеобразнейших фигур русского символизма. Человек громадной учености, высокой культуры, проявивший себя не только как поэт, но и как филолог, философ, и, как сейчас сказали бы, культуролог; противоречивый мыслитель, пытавшийся совместить в своем творчество «эллинство» и «славянство», а в себе самом — славянофильство и западничество, в конечном же итоге оказавшийся славянофилом — по форме, западником — по содержанию.

О своей семье и о первых годах своей жизни Вячеслав Иванов обстоятельно рассказал сам, в стихах и в прозе: в поэме «Младенчество» и автобиографическом письме, адресованном известному историку литературы С. А. Венгерову. Поэма была настолько полна и афористична, что сам поэт неоднократно цитировал ее в прозаической автобиографии, потому что короче и яснее сформулировать что-то было трудно.


A 019.jpg Блок, Александр Александрович (1880—1921)

Катилина. [Страница из истории мировой революции]. — Петербург: «Алконост», 1919. 70 с.

Вдохновенное эссе Александра Блока «Катилина», датированное апрелем 1918 года, примыкает к таким «пифическим» творениям, как «Интеллигенция и Революция», «Двенадцать», «Скифы», когда поэт, как он сказал позже, «в последний раз отдался стихии». Эпизод из кровавых летописей Древнего Рима проецируется на страшные события российской революции, потрясшей мир, и видится в свете эпохального переворота, подобного пришествию Спасителя.


A 013.jpg Блок, Александр Александрович (1880—1921)

Ямбы. (Современные стихи). (1907—1914). — Петербург: «Алконост», 1919, 33 с.

Цикл стихотворений «Ямбы», состоящий из 12 произведений, написан поэтом Александром Блоком в память покойной сестры поэта Ангелины Александровны Блок. Проникнутые болью и отчаяньем поэтические строки поражают своей искренностью и чистотой. Открывает цикл известное всем стихотворение, ставшее программным манифестом поэта: «О, я хочу безумно жить».


A 008.jpg Хлебников, Велемир (1885—1922)

Ночь в окопе. [Стихи]. — [Москва]: Имажинисты, 1921, [13] c.

Поэма «Ночь в окопе» относится к наиболее значительным и известным произведениям Хлебникова революционного периода. Особую важность ей придаёт то обстоятельство, что в отличие от подавляющего большинства его сочинений она вышла в свет при жизни поэта и довольно большим для того времени тиражом. «Ночь в окопе» была едва ли не самым распространённым произведением Хлебникова.


A 010.jpg Кусиков, Александр Борисович (1896—1977)

Коевангелиеран. [Стихотворения]. — Москва, 1920, [30] с.

Обложка и рисунки в тексте работы Б. Эрдман.


A 009.jpg Иванов, Вячеслав Иванович (1866—1949)

Cor ardens: [Стихи] Ч. 1. — Москва: Книгоиздательство «Скорпион»,Типография О-ва распр. Пол. Кн. Преем. В. И. Воронов. 1911, [4], 234, [1] c. — [Фронтиспис работы К. Сомова исполнен в 11 красок хромолитографией И. Калушина в С.-Петербурге].


A 017.jpg Кузмин, Михаил Алексеевич (1875—1936)

Форель разбивает лёд. Стихи 1925—1928. — Ленинград: Издательство писателей в Ленинграде, 1929. — 33, [3] c.

«Форель разбивает лёд» — одиннадцатая и последняя книга стихов Михаила Кузмина. Включает в себя стихотворения 1925—1928 годов. Обозначает новое направление в его творчестве, связанное с отказом от социальных и литературных традиций и табу в пользу сцепления образов по принципу вольной ассоциации (то есть движение в направлении, близком к сюрреализму).


A 011.jpg Северянин, Игорь (1887—1941)

Собрание поэз. Т. 1—6. — С.-Петербург: Книгоиздательство «Земля», 1918.

Том шестой: Тост безответный. Поэзы, 136 с.


A 016.jpg Кусиков, Александр Борисович (1896—1977) и Шершеневич, Вадим Габриэлевич (1893—)

Коробейники счастья. [Стихи.] Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. — Киев, 1920. — [38] с. Перед заглав.: Имажинисты.

Книга включает поэму причащения Кусикова «Коевангелиеран» (Коран плюс Евангелие), пять его стихотворений «Аль-Баррак», «Прийти оттуда И уйти в туда…», «Так ничего не делая, как много делал я…», «Уносился день криком воронья…», «Дырявый шатёр моих дум Штопают спицы луны…», а также авангардно-урбанистическую поэму Шершеневича «Песня песней». Название сборнику дают строки из программного стихотворения одного из основателей имажинизма и главного его теоретика — Вадима Шершеневича.


A 015.jpg Цветаева, Марина Ивановна (1892—1941)

Из двух книг. [Стихотворения]. — [Москва], Книгоиздательство «Оле-Лукойе». Отпечатано в типографии Русскаго товарищества в Москве, 1913. 56 [3 ]. с. Нет с. 45—56.

Для того я (в проявленном — сила)
Все родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
«Волшебный фонарь».

Все это было. Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен.

Все мы пройдем. Через пятьдесят лет все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом. И мне хочется крикнуть всем еще живым:

Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Но не только жест — и форму руки, его кинувшей; не только вздох — и вырез губ, с которых он, легкий, слетел.

Не презирайте «внешнего»! Цвет ваших глаз так же важен, как их выражение; обивка дивана — не менее слов, на нем сказанных. Записывайте точнее! Нет ничего не важного! Говорите о своей комнате: высока она, или низка, и сколько в ней окон, и какие на них занавески, и есть ли ковер, и какие на нем цветы?..

Цвет ваших глаз и вашего абажура, разрезательный нож и узор на обоях, драгоценный камень на любимом кольце, — все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души.

Москва, 16 января
1913 г., среда.

Марина Эфрон,
урожд. Цветаева.


A 012.jpg Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930)

Летающий пролетарий. [Поэма]. — Москва: «Авиоиздательство и Авиохим», 1925, 64 с. Обложка художника Г. С. Бершадского. Тираж 30 000 экз. Первое издание поэмы.


A 020.jpg Эрберг, Константин Александрович (1871—1942)

Плен. Стихотворения. — Петербург: «Алконост», 1918, 156 с.

В сборник русского поэта-символиста, теоретика искусства Константина Эрберга (псевдоним Константина Сюннерберга) вошли циклы стихотворений «Темницы» («Костры», «Страстная страсть», «В пыли» и др.), «Дерзновение» («Мечты-слова-дела», «Тоска», «Подземелье» и др.), «Исход» («Пруды», «Купина неопалимая», «Сенокос» и др.).

Выдающийся философ, теоретик искусства и поэт Конст. Эрберг (Константин Александрович Сюннерберг) сегодня почти неизвестен современному читателю. Ученик Льва Шестова, философ «иннормизма», поэт символистской школы, Эрберг — заметная фигура в истории культуры Серебряного века.