Версия для слабовидящих

Виртуальная выставка «Теория стихосложения». Издания из фонда книжных памятников

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск

О русском стихосложении

A 000.jpg Гинцбург Д. Г.

О русском стихосложении: опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915.

Работа состоит из двух частей — общей, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальной, посвященной анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова.


A 001.jpg Рыбникова М. А.

Введение в поэтику. Задания 1 — 2 / М. А. Рыбникова. — Москва: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ. Отделение русского языка и литературы. II-й год обучения, 1929.

Мария Александровна Рыбникова (1885—1942) — российский педагог, методист, фольклорист, литературовед. Рыбникова разрабатывала методологию преподавания литературы в школе, писала литературоведческие работы и изучала устное народное творчество.

В 1929 году в издании Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ вышла её книжка-конспект «Введение в поэтику». В этой книге Рыбниковой были суммированы её работы по поэтике и стилистике, написанные на протяжении длительного времени.


A 003.jpg Гливенко, Иван Иванович (1868—1931)

Поэтическое изображение и реальная действительность. — Москва: Кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники», 1929. — 286,[2] c. — Тираж 6 000 экз.

Книга известного отечественного литературоведа и историка литературы И. И. Гливенко, посвящена всестороннему анализу поэтического изображения и его значения в поэзии. Автор представляет поэзию как искусство, имеющее двоякий характер, выделяя поэзию изобразительную, которая возбуждает в человеке те или иные чувства, и поэзию выразительную, которая помогает освободиться от чувств, ищущих выхода. В книге рассматриваются вопросы об отношении поэтического произведения к действительности, о связи между литературным (поэтическим) изображением и литературным направлением; представлена классификация поэтических изображений. Кроме того, автор рассуждает об условиях, необходимых читателю для восприятия поэтического произведения, прослеживает взаимосвязь между поэзией и живописью, а также затрагивает проблему правдоподобия поэтического изображения.


A 004.jpg Шульговский Н. Н. Занимательное стихосложение / Н. Н. Шульговский. — Ленинград: Издательство «Время», 1926.

По просьбе издательства «Время», готовившего книжную серию «Занимательная наука», Шульговский написал в 1926 году «Занимательное стихосложение». Книгу хорошо приняли читатели. Через три года состоялось ее второе издание, но под названием «Прикладное стихосложение». Обе книги содержательны и занимательны по форме. Автор пишет, что поэтом «надо родиться», но знать «секреты» стихосложения, в том числе и неординарного, можно и нужно не только поэту-стихотворцу, но и любителю поэзии. В каждой из книг более сорока разделов. Техническую сторону необычных форм «высокой поэзии» Шульговский излагает доступно и интересно. Здесь эффекты звукоподражания и игры рифм, загадочные стихи и загадки в стихотворной форме, «бесконечные» стихотворения и стихи на разные случаи жизни, образцы юмористического стихотворчества и многое другое.


A 021.jpg Нефедов Ф. М.

Азбука стихосложения / Ф. М. Нефедов. — В помощь начинающему писателю. — Москва: Издательство Всероссийского общества крестьянских писателей, 1928.


A 022.jpg Воскресенский В. А.

Поэтика: Исторический сборник статей о поэзии. Пособие при изучении теории словесности / В. А. Воскресенский. — С.- Петербург: Издание В. П. Печаткина. Типография товарищества «Общественная польза». Б. Подъяческая, № 39, 1885.

Учение древних о поэзии. Характер средневековой поэзии. Ложно-классическое направление. Критика ложно-классицизма и начала эстетической теории О драме. Новоромантизм. Эстетическая теория. Историческое направление. Психо-физиологическое направление.


A 023.jpg Поэтика: В 5-ти выпусках. Выпуск V. — Сборник статей: М. Троцкой, Г. Гуковского, Г. Коровина, Б. Томашевского, Л. Гинзбург, К. Шимкевича, С. Балухатого и С. Бернштейна. — Ленинград: ACADEMIA, 1929.

A 024.jpg Мюллер-Фрейенфельс Р.

Поэтика / Р. Мюллер-Фрейенфельс. — Перевод с немец. изд. 1921 г. И. Я. Каганова и Э. С. Паперной, редакция и предисловие проф. А. И. Белецкого. — Харьков: Культ.-просвет. орг. «Труд», 1923.

Работа немецкого психолога Р. Мюллера-Фрейенфельса «Поэтика» в переводе с немецкого издания 1921 года под редакцией и вступительной статьей профессора А. И. Белецкого. Мюллер-Фрейенфельс ставит целью «дать психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия». На этом основан эстетико-психологический метод анализа художественного произведения, разрабатывавшийся потебнианцами и в философской своей основе носящий субъективно-идеалистический характер, который получил значительное развитие и на Западе, особенно в Германии.


A 026.jpg Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. — Петроград: 8-я государственная типография, 1919.

Сборник статей, посвященных звукам и звуковым жестам стихотворного языка, а также различным звуковым приемам. Также в сборник вошел ряд статей, посвященных различным стилистическим приемам в литературе. Авторами статей сборника являются такие видные лингвисты и литературоведы, как В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Л. Якубинский, Е. Поливанов, О. Брик.


A 027.jpg Востоков, Александр Христофорович (1781—1864)

Опыт о русском стихосложении: Сочин. Александром Востоковым, членом С. П. бургскаго вольнаго общества словесности наук и художеств. — Издание второе, значительно пополненное и исправленное. — В С.-Петербурге: Печатано в морской типографии, 1817. — [14], 1—141, 143—167,[2] c.

Известный трактат о стихосложении выдающегося филолога и поэта А. Х. Востокова, где была сформулирована тоническая теория русского народного стиха, основанная на «прозодическом периоде», бывшая долгое время наиболее авторитетной среди теорией подобного направления.

Книга, вышедшая в свет около двух столетий назад и высоко оцененная великим русским поэтом А. С. Пушкиным, и в наши дни не потеряла своего значения


A 028.jpg Мандельштам О.

О поэзии: сборник статей / О. Мандельштам. — Ленинград: «ACADEMIA», 1928.


A 029.jpg Лапшина Н. В.

Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина / Н. В. Лапшина, И. К. Романович. — [Ленинград]: ACADEMIA, 1934.


A 030.jpg Греч, Николай Иванович (1787—1867)

Учебная книга российской словесности или Избранныя места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе,: с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики, и истории российской словесности, изданныя Николаем Гречем. — Санктпетербург.: В типографии издателя.

Ч. 3. — Отделение второе. Поэзия. — 1820. — [4], 363,[1] c.

Николай Иванович Греч — русский издатель, редактор, журналист, публицист, беллетрист, филолог, переводчик. Учебная книга российской словесности, подготовленная к печати самим Н. И. Гречем, представляет собой избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, дополненная краткими правилами риторики и истории российской словесности с характеристикой отдельных периодов.


A 031.jpg Буссе, Франц Иванович

Упражнения в декламации, или собрание стихотворений для детей, извлеченное из лучших писателей. — Издание третие, умноженное. — Санктпетербург: В типографии Эдуарда Веймара, 1852.


A 032.jpg Язвицкий, Николай Иванович

Механизм, или стопосложение российскаго стихотворства, изданный для воспитанников Санктпетербургской губернской гимназии. – Санктпетербург: Печатано в типографии Ф. Дреслера, 1810.

«Блажен, кто с Музами в согласии живет, Кто любит песни их, приемлет их совет! Хотя он щастия в сей жизни не находит, Но век спокойно свой меж Музами проводит».


A 033.jpg Томашевский Б.

О стихе: статьи / Б. Томашевский. — Ленинград: «Прибой», 1929.


A 034.jpg Пяст Владимир Алексеевич (1886—1940)

Современное стиховедение. Ритмика — Ленинград: Издательство писателей в Ленинграде, [1931].- 375,[2] c. — Тираж 4 200 экз.

„Не претендуя быть «научно-исследовательской» «диссертацией», наш труд не ставит себе целью дать полное описание существующих в области русского стиха явлений (хотя и учитывает новейшие в нем явления и новейшие воззрения на них), но главным образом служит, или имеет намерение служить, раскрытию таящихся в русском стихосложении возможностей. Отнюдь не навязываясь в качестве «бесспорного» учебника, — труд наш утверждает себя в качестве, однако, пособия, во-первых, для искусствоведов, желающих получить точное представление о современном положении искусства русского стиха; во-вторых, для поэтов, осознавших необходимость грамотности в той области, где черпает материал их творческая сила, и желающих не оказаться Колумбами давно открытых Америк, а действительно открывателями неизведанных областей, а в-третьих, и это пожалуй в первую очередь, для лиц, посвящающих себя воспроизведению произведений, поэзии, — для тех декламаторов, которые желают бережно и сознательно относиться к тому искусству, не существуй которого, не существовали бы с их искусством и они.“ Автор.


A 035.jpg

A 036.jpg Асеев, Николай Николаевич (1889—1963)

Работа над стихом: [Статьи о поэзии. Стихи этого года]. — [Ленинград]: Прибой, 1929. — 165 с.; Тираж 3 000 экз.

Статьи о поэзии: Поэтический жанр; Как выбирается тема; Стихотворный фельетон; Лирический фельетон; Как делается лирика.

Стихи этого года: Дыханье эпохи. Литературный фельетон. Красная присяга и другие.


A 037.jpg Мюллер, Макс

Лекции по науке о языке читанныя в Королевском Британском институте в апреле, мае и июне 1861 г / Мюллер. — Перевод с последняго (4-го) дополненнаго английскаго издания. — Санктпетербург: Издание редакции «Библиотеки для чтения». В Военной типографии, 1865.


A 038.jpg Брюсов, Валерий

Основы стиховедения: курс В. У. З. Части первая и вторая, Общее введение. Метрика и ритмика / Брюсов. — Издание 2-е. — Москва: Государственное издательство, 1924.

Книга выдающегося русского поэта и литературоведа В. Я. Брюсова, посвящённая изложению основ стиховедения. Книга включает две части. Первая часть содержит введение в стихологию; освещается место стихологии в общей поэтике, рассматривается общая стихология и частные стихологии, описываются системы стихосложения в русском языке. Вторая часть посвящена изучению частной метрики и ритмики. Определяются понятия метра и ритма, подробно рассматриваются простые, сложные и смешанные метры, переходы метров. Для иллюстрации теоретических положений в работе используются примеры, взятые из творчества классических поэтов.

Рекомендуется литературоведам и историкам литературы, критикам, культурологам, студентам и преподавателям филологических факультетов вузов, а также всем, кто интересуется вопросами стиховедения и поэтики.


A 039.jpg Брюсов, Валерий Яковлевич (1873—1924)

Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: (Стихи 1912—1918 г.); Со вступительной статье автора. — Москва: Книгоиздательство «Геликон», 1918. — 200 с.

Один из известнейших русских поэтов, принадлежавший к старшему поколению символистов, В. Я. Брюсов — ярчайший представитель русской культуры XIX — начала XX века. Поле литературной деятельности этой необыкновенно талантливой личности обширно — он прославился как прозаик и драматург, переводчик и критик, редактор и издатель, историк литературы и стиховед. В. Я. Брюсов основал Высший литературно-художественный институт, впоследствии названный его именем.

Книга посвящена теории стихосложения.


A 040.jpg Записки мечтателей. № 1. — Петербург: Алконост, 1919.- 146 с.

«Записки мечтателей» — литературно-художественный журнал, издаваемый группой символистов во главе с А. Белым в Петрограде в 1919—1922 годах; вышло всего 6 номеров. Журнал в основном носил декадентский характер, выступал под флагом отрицания общественной направленности литературы, проповедовал «искусство для искусства».

Главное место в «Записках мечтателей» заняла проза А. Белого (эпопея «Я» — «Записки чудака», «Преступление Николая Летаева»; «Дневник писателя» и другие), а также произведения Евгения Замятина, А. Ремизова, Ф. Сологуба, Вячеслава Иванова и других. В «Записках мечтателей» опубликованы циклы стихов А. Блока (1919 год), 3-я глава поэмы «Возмездие» с предисловием автора (1921 год), черновые наброски к этой поэме и статья А. Блока «Памяти Леонида Андреева» (1922 год). Последний, 6-й номер журнала полностью посвящен А. Блоку (воспоминания К. Чуковского, А. Белого и других).

Издательство «Алконост» [сказочная птица; слово «Алконост» — искажение старинного русского речения «алкион есть птица» (греческое — зимородок)], частное издательство, существовавшее в Петрограде в 1918—1923 годах; основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей-символистов и примыкавших к ним. В «Алконосте» изданы почти все послереволюционные произведения А. А. Блока, а также книги А. Белого, Вячеслава Иванова, А. А. Ахматовой, А. М. Ремизова и других. Издательство «Алконост» выпускало журнал «Записки мечтателей» (с 1919 по 1922 год. № 1—6).


A 005.jpg Стрелец: [лит.- худож. альманах] : в 3 сб./ под ред. Александра Беленсона; обл. работы Н. Кульбина.- Петроград, Издательство «Стрелец», 1915—1916, 1922.

Сб. 1. — 1915. — [4], 216 c. 13 л. ил., нот.

Авторы: А. Блок, Д. Бурлюк, З. Венгерова, Л. Вилькина, Н. Евреинов, В. Каменский, А. Крученых, М. Кузмин, Н. Кульбин, Б. Лившиц, А Лурье, В. Маяковский, А. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Хлебников, А. Шемшурин, А. Беленсон

«Стрелец» — первый поэтический альманах, в котором символисты и футуристы выступили вместе. Название альманаху было подарено Блоком. Оно нашло отражение и в издательской марке Д. Бурлюка. В сборниках приняли участие : А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский, А. Ремизов, В. Хлебников, А. Ахматова, М. Кузмин, А. Блок и многие другие. Иллюстрации художников: Н. Кульбина, О. Розановой, Д. и В. Бурлюков, А. Лентулова, М. Синяковой, Уинтгельма Льюиса, Врубеля, Н. Альтмана, Л. Бруни, М. Добужинского, Ю. Анненкова, В. Лебедева, М. Шагала, И. Пуни.