О русском стихосложении: опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т — ва М. О. Вольф, 1915.
Работа состоит из двух частей — общей, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальной, посвященной анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Рыбникова М. А.
Введение в поэтику. Задания 1 — 2 / М. А. Рыбникова. — Москва: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ. Отделение русского языка и литературы. II-й год обучения, 1929.
Мария Александровна Рыбникова (1885—1942) — российский педагог, методист, фольклорист, литературовед. Рыбникова разрабатывала методологию преподавания литературы в школе, писала литературоведческие работы и изучала устное народное творчество.
В 1929 году в издании Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ вышла её книжка-конспект «Введение в поэтику». В этой книге Рыбниковой были суммированы её работы по поэтике и стилистике, написанные на протяжении длительного времени.
Гливенко И. И.
Поэтическое изображение и реальная действительность / И. И. Гливенко. — Москва: Кооперативное издательство писателей «Никитинские суубботники», 1929.
Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного литературоведа и историка литературы И. И. Гливенко, посвященная всестороннему анализу поэтического изображения и его значения в поэзии. Автор представляет поэзию как искусство, имеющее двоякий характер, выделяя поэзию изобразительную, которая возбуждает в человеке те или иные чувства, и поэзию выразительную, которая помогает освободиться от чувств, ищущих выхода. В книге рассматриваются вопросы об отношении поэтического произведения к действительности, о связи между литературным (поэтическим) изображением и литературным направлением; представлена классификация поэтических изображений. Кроме того, автор рассуждает об условиях, необходимых читателю для восприятия поэтического произведения, прослеживает взаимосвязь между поэзией и живописью, а также затрагивает проблему правдоподобия поэтического изображения. Книга рекомендуется как специалистам — литературоведам, культурологам, психологам, так и всем, кто интересуется теорией литературы.
Шульговский Н. Н. Занимательное стихосложение / Н. Н. Шульговский. — Ленинград: Издательство «Время», 1926.
По просьбе издательства «Время», готовившего книжную серию «Занимательная наука», Шульговский написал в 1926 году «Занимательное стихосложение». Книгу хорошо приняли читатели. Через три года состоялось ее второе издание, но под названием «Прикладное стихосложение». Обе книги содержательны и занимательны по форме. Автор пишет, что поэтом «надо родиться», но знать «секреты» стихосложения, в том числе и неординарного, можно и нужно не только поэту-стихотворцу, но и любителю поэзии. В каждой из книг более сорока разделов. Техническую сторону необычных форм «высокой поэзии» Шульговский излагает доступно и интересно. Здесь эффекты звукоподражания и игры рифм, загадочные стихи и загадки в стихотворной форме, «бесконечные» стихотворения и стихи на разные случаи жизни, образцы юмористического стихотворчества и многое другое.
Нефедов Ф. М.
Азбука стихосложения / Ф. М. Нефедов. — В помощь начинающему писателю. — Москва: Издательство Всероссийского общества крестьянских писателей, 1928.
Воскресенский В. А.
Поэтика: Исторический сборник статей о поэзии. Пособие при изучении теории словесности / В. А. Воскресенский. — С.- Петербург: Издание В. П. Печаткина. Типография товарищества «Общественная польза». Б. Подъяческая, № 39, 1885.
Учение древних о поэзии. Характер средневековой поэзии. Ложно-классическое направление. Критика ложно-классицизма и начала эстетической теории О драме. Новоромантизм. Эстетическая теория. Историческое направление. Психо-физиологическое направление.
Поэтика: В 5-ти выпусках. Выпуск V. — Сборник статей: М. Троцкой, Г. Гуковского, Г. Коровина, Б. Томашевского, Л. Гинзбург, К. Шимкевича, С. Балухатого и С. Бернштейна. — Ленинград: ACADEMIA, 1929.
Мюллер-Фрейенфельс Р.
Поэтика / Р. Мюллер-Фрейенфельс. — Перевод с немец. изд. 1921 г. И. Я. Каганова и Э. С. Паперной, редакция и предисловие проф. А. И. Белецкого. — Харьков: Культ.-просвет. орг. «Труд», 1923.
Работа немецкого психолога Р. Мюллера-Фрейенфельса «Поэтика» в переводе с немецкого издания 1921 года под редакцией и вступительной статьей профессора А. И. Белецкого. Мюллер-Фрейенфельс ставит целью «дать психологическое обоснование сущности поэзии и производимого ее стилистическими формами воздействия». На этом основан эстетико-психологический метод анализа художественного произведения, разрабатывавшийся потебнианцами и в философской своей основе носящий субъективно-идеалистический характер, который получил значительное развитие и на Западе, особенно в Германии.
Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. — Петроград: 8-я государственная типография, 1919.
Сборник статей, посвященных звукам и звуковым жестам стихотворного языка, а также различным звуковым приемам. Также в сборник вошел ряд статей, посвященных различным стилистическим приемам в литературе. Авторами статей сборника являются такие видные лингвисты и литературоведы, как В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Л. Якубинский, Е. Поливанов, О. Брик.