Версия для слабовидящих
Виртуальная выставка «Теория стихосложения». Издания из фонда книжных памятников — различия между версиями
Материал из Ярославский педагогический университет
Строка 5: | Строка 5: | ||
| '''Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910) | | '''Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910) | ||
− | '''О русском стихосложении:''' опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915., [2], LXIV, 269 c. — 1 л. фронт. ( | + | '''О русском стихосложении:''' опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915., [2], LXIV, 269 c. — 1 л. фронт. (портр.) |
Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова. | Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова. | ||
Строка 141: | Строка 141: | ||
| '''Буссе, Франц Иванович''' | | '''Буссе, Франц Иванович''' | ||
− | '''Упражнения в декламации, или собрание стихотворений для детей, извлеченное из лучших писателей. | + | '''Упражнения в декламации, или собрание стихотворений для детей,''' извлеченное из лучших писателей. Издание третие, умноженное. — Санктпетербург, В типографии Эдуарда Веймера, 1852,[4], IV, 76 c. |
+ | |||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 156: | Строка 157: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 033.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 033.jpg|192px]] | ||
− | | '''Томашевский | + | | '''Томашевский, Борис Викторович (1890—1957)''' |
− | '''О стихе | + | '''О стихе.''' Статьи. — [Ленинград], «Прибой», 1929. — 326,[2] c. С график. Тираж 3 000 экз. |
+ | |||
+ | Книга представляет собой сборник избранных работ Бориса Викторовича Томашевского, пушкиниста, текстолога, историка литературы, одного из основоположников современного стиховедения. | ||
+ | |||
+ | Содержание: Проблема стихотворного ритма.; Стих и ритм.; О стихе «Песен Западных Славян».; Генезис «Песен Западных Славян».; Ритмика четырехстопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина».; Пятистопный ямб Пушкина.; Ритм прозы (по «Пиковой Даме»).; Брюсов как стиховед. | ||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 188: | Строка 193: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 037.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 037.jpg|192px]] | ||
− | | '''Мюллер, Макс''' | + | | '''Мюллер, Макс (1823—1900)''' |
− | + | Лекции по науке о языке читанныя в Королевском Британском институте в апреле, мае и июне 1861 г. Макса Мюллера, корреспондента Institut de France… Перевод с последняго (4-го) дополненнаго английскаго издания. Санктпетербург, издание редакции «Библиотеки для чтения», 1865. — [6], IV, 303 c. | |
+ | |||
+ | Книга крупного филолога и востоковеда Макса Мюллера, представляет собой публикацию в русском переводе серии его «Лекций по науке о языке». Заимствуя многое в науке о языке у своих предшественников Франца Боппа и Вильгельма фон Гумбольдта, поддерживая ряд положений своих современников Августа Шлейхера и Георга Курциса, Макс Мюллер сосредоточитался в своих лекциях на установлении общих закономерностей существования и эволюции языка, связывая исследование языков с исследованием культуры и религиозных воззрений народов. | ||
+ | |||
+ | * Первая лекция. Наука о языке — одна из естественных наук. | ||
+ | * Вторая лекция. Возрастание языка противополагается истории языка. | ||
+ | * Третья лекция. Эмпирический период. | ||
+ | * Четвертая лекция. Классифицирующий период. | ||
+ | * Пятая лекция. Генеалогическая классификация языков. | ||
+ | * Шестая лекция. Сравнительная грамматика. | ||
+ | * Седьмая лекция. Составные элементы языка. | ||
+ | * Восьмая лекция. Морфологическая классификация. | ||
+ | * Девятая лекция. Теоретический период и развитие языка. | ||
+ | * Прибавление. Генеалогические таблицы | ||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 236: | Строка 254: | ||
«Стрелец» — первый поэтический альманах, в котором символисты и футуристы выступили вместе. Название альманаху было подарено Блоком. Оно нашло отражение и в издательской марке Д. Бурлюка. В сборниках приняли участие : А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский, А. Ремизов, В. Хлебников, А. Ахматова, М. Кузмин, А. Блок и многие другие. Иллюстрации художников: Н. Кульбина, О. Розановой, Д. и В. Бурлюков, А. Лентулова, М. Синяковой, Уинтгельма Льюиса, Врубеля, Н. Альтмана, Л. Бруни, М. Добужинского, Ю. Анненкова, В. Лебедева, М. Шагала, И. Пуни. | «Стрелец» — первый поэтический альманах, в котором символисты и футуристы выступили вместе. Название альманаху было подарено Блоком. Оно нашло отражение и в издательской марке Д. Бурлюка. В сборниках приняли участие : А. Крученых, Б. Лившиц, В. Маяковский, А. Ремизов, В. Хлебников, А. Ахматова, М. Кузмин, А. Блок и многие другие. Иллюстрации художников: Н. Кульбина, О. Розановой, Д. и В. Бурлюков, А. Лентулова, М. Синяковой, Уинтгельма Льюиса, Врубеля, Н. Альтмана, Л. Бруни, М. Добужинского, Ю. Анненкова, В. Лебедева, М. Шагала, И. Пуни. | ||
|} | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 014.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Гумилев Николай Степанович (1886—1921)''' | ||
+ | '''Фарфоровый павильон. Китайские стихи.''' — 2-ое дополненное издание. — Петроград, [Мысль], 1922., 28, [1] c. | ||
+ | |||
+ | «Фарфоровый павильон» Н. С. Гумилева увидел свет в июле 1918 г., был переиздан в 1922 г. с добавлением стихотворения «Сердце радостно, сердце крылато…». В состав книги вошел цикл «Китай». | ||
+ | |} | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 018.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Иванов, Вячеслав Иванович, (1866—1949)''' | ||
+ | |||
+ | '''Младенчество. [Стихи].''' — Петербург, «Алконост», 1918, 57 с. | ||
+ | |||
+ | Вячеслав Иванов — одна из своеобразнейших фигур русского символизма. Человек громадной учености, высокой культуры, проявивший себя не только как поэт, но и как филолог, философ, и, как сейчас сказали бы, культуролог; противоречивый мыслитель, пытавшийся совместить в своем творчество «эллинство» и «славянство», а в себе самом — славянофильство и западничество, в конечном же итоге оказавшийся славянофилом — по форме, западником — по содержанию. | ||
+ | |||
+ | О своей семье и о первых годах своей жизни Вячеслав Иванов обстоятельно рассказал сам, в стихах и в прозе: в поэме «Младенчество» и автобиографическом письме, адресованном известному историку литературы С. А. Венгерову. Поэма была настолько полна и афористична, что сам поэт неоднократно цитировал ее в прозаической автобиографии, потому что короче и яснее сформулировать что-то было трудно. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 019.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Блок, Александр Александрович (1880—1921)''' | ||
+ | '''Катилина. [Страница из истории мировой революции].''' — Петербург: «Алконост», 1919. 70 с. | ||
+ | |||
+ | Вдохновенное эссе Александра Блока «Катилина», датированное апрелем 1918 года, примыкает к таким «пифическим» творениям, как «Интеллигенция и Революция», «Двенадцать», «Скифы», когда поэт, как он сказал позже, «в последний раз отдался стихии». Эпизод из кровавых летописей Древнего Рима проецируется на страшные события российской революции, потрясшей мир, и видится в свете эпохального переворота, подобного пришествию Спасителя. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 013.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Блок, Александр Александрович (1880—1921)''' | ||
+ | |||
+ | '''Ямбы. (Современные стихи). (1907—1914).''' — Петербург: «Алконост», 1919, 33 с. | ||
+ | |||
+ | Цикл стихотворений «Ямбы», состоящий из 12 произведений, написан поэтом Александром Блоком в память покойной сестры поэта Ангелины Александровны Блок. Проникнутые болью и отчаяньем поэтические строки поражают своей искренностью и чистотой. Открывает цикл известное всем стихотворение, ставшее программным манифестом поэта: «О, я хочу безумно жить». | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 013.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Хлебников, Велемир (1885—1922)''' | ||
+ | |||
+ | '''Ночь в окопе. [Стихи].''' — [Москва]: Имажинисты, 1921, [13] c. | ||
+ | |||
+ | Поэма «Ночь в окопе» относится к наиболее значительным и известным произведениям Хлебникова революционного периода. Особую важность ей придаёт то обстоятельство, что в отличие от подавляющего большинства его сочинений она вышла в свет при жизни поэта и довольно большим для того времени тиражом. «Ночь в окопе» была едва ли не самым распространённым произведением Хлебникова. | ||
+ | |} | ||
<!-- | <!-- | ||
== Прижизненные издания == | == Прижизненные издания == | ||
<gallery class="center"> | <gallery class="center"> | ||
− | |||
Файл:A 009.jpg | Файл:A 009.jpg | ||
Файл:A 010.jpg | Файл:A 010.jpg | ||
Файл:A 011.jpg | Файл:A 011.jpg | ||
Файл:A 012.jpg | Файл:A 012.jpg | ||
− | |||
− | |||
Файл:A 015.jpg | Файл:A 015.jpg | ||
Файл:A 016.jpg | Файл:A 016.jpg | ||
Файл:A 017.jpg | Файл:A 017.jpg | ||
− | |||
− | |||
Файл:A 020.jpg | Файл:A 020.jpg | ||
</gallery> | </gallery> | ||
--> | --> |