Версия для слабовидящих
Виртуальная выставка «Теория стихосложения». Издания из фонда книжных памятников — различия между версиями
Материал из Ярославский педагогический университет
(дооформление) |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
| '''Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910) | | '''Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910) | ||
− | '''О русском стихосложении:''' опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915 | + | '''О русском стихосложении:''' опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915, [2], LXIV, 269 c. — 1 л. фронт. (портр.) |
Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова. | Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова. | ||
Строка 177: | Строка 177: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 035.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 035.jpg|192px]] | ||
− | | | + | | '''Артюшков, Алексей Владимирович (1874—1942)''' |
+ | |||
+ | '''Стиховедение.''' Качественная фоника русского стиха. Москва: Всероссийский союз поэтов. — 1927. — 106 с.: табл. Отпечатано в типографии «Шестой Октябрь» г. Сергиев, Московской губ., в количестве 4 000 экз. На титульном листе автор — А. Артюшков. На обложке авторы — А. Артюшков и Г. Шенгели, заглавие: «Энциклопедия стиховедения». | ||
+ | |||
+ | Техника нужна во всяком искусстве; лучше если она строится на основе научной теории и в соответствии с ней. В искусстве стиха теория неполна, частью ненаучна. Особенно это относится к так называемой «словесной» или «звуковой инструментовке», иначе «эвфонии». | ||
+ | |||
+ | Настоящая книга стремится поставить «эвфонию» на прочный научный фундамент лингвистики (фонетики) и, отнюдь не претендуя на безошибочность, заложить основы качественной фоники русского лирического стиха. | ||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 292: | Строка 298: | ||
---- | ---- | ||
{| | {| | ||
− | |width="200"| [[Файл:A | + | |width="200"| [[Файл:A 008.jpg|192px]] |
| '''Хлебников, Велемир (1885—1922)''' | | '''Хлебников, Велемир (1885—1922)''' | ||
Строка 299: | Строка 305: | ||
Поэма «Ночь в окопе» относится к наиболее значительным и известным произведениям Хлебникова революционного периода. Особую важность ей придаёт то обстоятельство, что в отличие от подавляющего большинства его сочинений она вышла в свет при жизни поэта и довольно большим для того времени тиражом. «Ночь в окопе» была едва ли не самым распространённым произведением Хлебникова. | Поэма «Ночь в окопе» относится к наиболее значительным и известным произведениям Хлебникова революционного периода. Особую важность ей придаёт то обстоятельство, что в отличие от подавляющего большинства его сочинений она вышла в свет при жизни поэта и довольно большим для того времени тиражом. «Ночь в окопе» была едва ли не самым распространённым произведением Хлебникова. | ||
|} | |} | ||
− | + | ---- | |
− | + | {| | |
− | + | |width="200"| [[Файл:A 010.jpg|192px]] | |
− | Файл:A 009.jpg | + | | '''Кусиков, Александр Борисович (1896—1977)''' |
− | Файл:A | + | |
− | Файл:A 011.jpg | + | '''Коевангелиеран.''' [Стихотворения]. — Москва, 1920, [30] с. |
− | Файл:A | + | |
− | Файл:A 015.jpg | + | Обложка и рисунки в тексте работы Б. Эрдман. |
− | + | |} | |
− | Файл:A | + | ---- |
− | Файл:A 020.jpg | + | {| |
− | + | |width="200"| [[Файл:A 009.jpg|192px]] | |
− | -- | + | | '''Иванов, Вячеслав Иванович (1866—1949)''' |
+ | |||
+ | '''Cor ardens: [Стихи] Ч. 1.''' — Москва: Книгоиздательство «Скорпион»,Типография О-ва распр. Пол. Кн. Преем. В. И. Воронов. 1911, [4], 234, [1] c. — [Фронтиспис работы К. Сомова исполнен в 11 красок хромолитографией И. Калушина в С.-Петербурге]. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 017.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Кузмин, Михаил Алексеевич (1875—1936)''' | ||
+ | |||
+ | '''Форель разбивает лёд.''' Стихи 1925—1928. — Ленинград: Издательство писателей в Ленинграде, 1929. — 33, [3] c. | ||
+ | |||
+ | «Форель разбивает лёд» — одиннадцатая и последняя книга стихов Михаила Кузмина. Включает в себя стихотворения 1925—1928 годов. Обозначает новое направление в его творчестве, связанное с отказом от социальных и литературных традиций и табу в пользу сцепления образов по принципу вольной ассоциации (то есть движение в направлении, близком к сюрреализму). | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 011.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Северянин, Игорь (1887—1941)''' | ||
+ | |||
+ | '''Собрание поэз. Т. 1—6.''' — С.-Петербург: Книгоиздательство «Земля», 1918. | ||
+ | |||
+ | Том шестой: Тост безответный. Поэзы, 136 с. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 016.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Кусиков, Александр Борисович (1896—1977) и Шершеневич, Вадим Габриэлевич (1893—)''' | ||
+ | |||
+ | Коробейники счастья. [Стихи.] Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. — Киев, 1920. — [38] с. Перед заглав.: Имажинисты. | ||
+ | |||
+ | Книга включает поэму причащения Кусикова «Коевангелиеран» (Коран плюс Евангелие), пять его стихотворений «Аль-Баррак», «Прийти оттуда И уйти в туда…», «Так ничего не делая, как много делал я…», «Уносился день криком воронья…», «Дырявый шатёр моих дум Штопают спицы луны…», а также авангардно-урбанистическую поэму Шершеневича «Песня песней». Название сборнику дают строки из программного стихотворения одного из основателей имажинизма и главного его теоретика — Вадима Шершеневича. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 015.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Цветаева, Марина Ивановна (1892—1941)''' | ||
+ | |||
+ | '''Из двух книг. [Стихотворения].''' — [Москва], Книгоиздательство «Оле-Лукойе». Отпечатано в типографии Русскаго товарищества в Москве, 1913. 56 [3 ]. с. Нет с. 45—56. | ||
+ | |||
+ | <p style="text-align: left; margin-left: 50%">Для того я (в проявленном — сила)<br>Все родное на суд отдаю,<br>Чтобы молодость вечно хранила<br>Беспокойную юность мою.<br>«Волшебный фонарь».</p> | ||
+ | |||
+ | <div style="text-indent: 1.5em; text-align: justify"> | ||
+ | |||
+ | Все это было. Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен. | ||
+ | |||
+ | Все мы пройдем. Через пятьдесят лет все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом. И мне хочется крикнуть всем еще живым: | ||
+ | |||
+ | Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Но не только жест — и форму руки, его кинувшей; не только вздох — и вырез губ, с которых он, легкий, слетел. | ||
+ | |||
+ | Не презирайте «внешнего»! Цвет ваших глаз так же важен, как их выражение; обивка дивана — не менее слов, на нем сказанных. Записывайте точнее! Нет ничего не важного! Говорите о своей комнате: высока она, или низка, и сколько в ней окон, и какие на них занавески, и есть ли ковер, и какие на нем цветы?.. | ||
+ | |||
+ | Цвет ваших глаз и вашего абажура, разрезательный нож и узор на обоях, драгоценный камень на любимом кольце, — все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души. | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | <p style="text-align: left; margin-left: 1.5em">Москва, 16 января<br>1913 г., среда.</p> | ||
+ | |||
+ | <p style="text-align: left; margin-left: 50%; font-style: italic">Марина Эфрон,<br>урожд. Цветаева.</p> | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 012.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930)''' | ||
+ | |||
+ | '''Летающий пролетарий. [Поэма].''' — Москва: «Авиоиздательство и Авиохим», 1925, 64 с. Обложка художника Г. С. Бершадского. Тираж 30 000 экз. Первое издание поэмы. | ||
+ | |} | ||
+ | ---- | ||
+ | {| | ||
+ | |width="200"| [[Файл:A 020.jpg|192px]] | ||
+ | | '''Эрберг, Константин Александрович (1871—1942)''' | ||
+ | |||
+ | '''Плен. Стихотворения.''' — Петербург: «Алконост», 1918, 156 с. | ||
+ | |||
+ | В сборник русского поэта-символиста, теоретика искусства Константина Эрберга (псевдоним Константина Сюннерберга) вошли циклы стихотворений «Темницы» («Костры», «Страстная страсть», «В пыли» и др.), «Дерзновение» («Мечты-слова-дела», «Тоска», «Подземелье» и др.), «Исход» («Пруды», «Купина неопалимая», «Сенокос» и др.). | ||
+ | |||
+ | Выдающийся философ, теоретик искусства и поэт Конст. Эрберг (Константин Александрович Сюннерберг) сегодня почти неизвестен современному читателю. Ученик Льва Шестова, философ «иннормизма», поэт символистской школы, Эрберг — заметная фигура в истории культуры Серебряного века. | ||
+ | |} | ||
+ | [[Категория:Фундаментальная библиотека]] |
Версия 11:16, 1 апреля 2019
О русском стихосложении
Кусиков, Александр Борисович (1896—1977)
Коевангелиеран. [Стихотворения]. — Москва, 1920, [30] с. Обложка и рисунки в тексте работы Б. Эрдман. |
Северянин, Игорь (1887—1941)
Собрание поэз. Т. 1—6. — С.-Петербург: Книгоиздательство «Земля», 1918. Том шестой: Тост безответный. Поэзы, 136 с. |