Версия для слабовидящих
Виртуальная выставка «Теория стихосложения». Издания из фонда книжных памятников — различия между версиями
Материал из Ярославский педагогический университет
Строка 3: | Строка 3: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 000.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 000.jpg|192px]] | ||
− | | '''Гинцбург | + | | '''Гинцбург Давид Горациевич (1857—1910) |
− | '''О русском стихосложении: опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915. | + | '''О русском стихосложении:''' опыт изследования ритмическаго строя стихотворений Лермонтова / Д. Г. Гинцбург. — Просмотренное издание с портретом автора. Под редакциею и с предисловием Г. М. Князева. — Петроград: Печать типографии Т-ва М. О. Вольф, 1915., [2], LXIV, 269 c. — 1 л. фронт. (плортр.) |
− | Работа | + | Книга известного российского востоковеда, писателя и общественного деятеля Д. Г. Гинцбурга, посвящена рассмотрению вопросов русского литературного стихосложения. Работа распадается на две части — общую, в которой разбираются основные понятия стихосложения и описываются главные особенности русского литературного стихосложения, и специальную, посвященную анализу ритмического строя известных образцов русской стихотворной речи; при этом особое внимание уделено исследованию стихотворений М. Ю. Лермонтова. |
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 021.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 021.jpg|192px]] | ||
− | | '''Нефедов | + | | '''Нефедов Федор Михайлович''' |
− | '''Азбука стихосложения | + | '''Азбука стихосложения.''' В помощь начинающему писателю. — Москва, Из-во Всероссийского об-ва крестьянских писателей, 1928. — 64 с., Тираж 5 000 экз. |
+ | |||
+ | В помощь начинающему писателю. Один из первых учебников для крестьян и сельских корреспондентов, интересно и оригинально составленный, с простыми и необходимыми указаниями, как писать стихи. Памятник эпохи. Малоизвестные ценные источники для славистов и историков литературы. | ||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 022.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 022.jpg|192px]] | ||
− | | '''Воскресенский | + | | '''Воскресенский Василий Алексеевич (1845—1898)''' |
− | '''Поэтика | + | '''Поэтика.''' Исторический сборник статей о поэзии. Пособие при изучении теории словесности — С.-Петербург: Издание В. П. Печаткина. Типография товарищества «Общественная польза», 1885., [2], 16, 398, VIII c. |
− | Учение древних о поэзии. Характер средневековой поэзии. Ложно-классическое направление. Критика ложно-классицизма и начала эстетической теории О драме. Новоромантизм. Эстетическая теория. Историческое направление. Психо-физиологическое направление. | + | Пособие при изучении теории словесности. Из содержания: Учение древних о поэзии. Характер средневековой поэзии. Ложно-классическое направление. Критика ложно-классицизма и начала эстетической теории О драме. Новоромантизм. Эстетическая теория. Историческое направление. Психо-физиологическое направление. |
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
Строка 83: | Строка 85: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 026.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 026.jpg|192px]] | ||
− | | '''Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. — Петроград: | + | | '''Поэтика.: Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1—2.''' — Петроград: 18-я государственная типография, 1919., 110 с. |
+ | |||
+ | '''Выпуск I.''' Виктор Шкловский. — Потебня. Л. П. Якубинский. — О поэтическом глоссемосочетании. Виктор Шкловский. — О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. — О звуковых жестах японского языка. Л. П. Якубинский — О звуках стихотворного языка. — Л. П. Якубинский. — Скопление одинаковых плавных. — Осип Брик. — Звуковые повторы. | ||
+ | |||
+ | '''Выпуск II.''' Виктор Шкловский — Искусство как прием. Его-же. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. — Б. М. Эйхенбаум. — Как сделана «Шинель». | ||
Сборник статей, посвященных звукам и звуковым жестам стихотворного языка, а также различным звуковым приемам. Также в сборник вошел ряд статей, посвященных различным стилистическим приемам в литературе. Авторами статей сборника являются такие видные лингвисты и литературоведы, как В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Л. Якубинский, Е. Поливанов, О. Брик. | Сборник статей, посвященных звукам и звуковым жестам стихотворного языка, а также различным звуковым приемам. Также в сборник вошел ряд статей, посвященных различным стилистическим приемам в литературе. Авторами статей сборника являются такие видные лингвисты и литературоведы, как В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Л. Якубинский, Е. Поливанов, О. Брик. | ||
Строка 101: | Строка 107: | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 028.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 028.jpg|192px]] | ||
− | | '''Мандельштам | + | | '''Мандельштам, Осип Эмильевич (1891—1938) |
− | '''О поэзии: сборник статей | + | '''О поэзии:''' Сборник статей. — Ленинград, ACADEMIA, 1928. — 99 с. Тираж 2 100 экз. |
+ | |||
+ | Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века. | ||
+ | |||
+ | В сборник статей о поэзии Осипа Мандельштама вошли работы, написанные им в период с 1910 по 1923 гг. и связанные общими размышлениями о сущности языка, прошлом и настоящем русской поэзии, определением тех пределов, до которых простирается ее преемственность. О. Мандельштам утверждает: «в поэзии — всегда война». Основная битва в ней, по его мнению, развернулась между мирским, разговорным, «бесписьменным» языком и письменной речью монахов, церковно-славянской традицией. | ||
+ | |||
+ | В «Заметках о поэзии» он размышляет, как обмирщение или, напротив, секуляризация языка отразилась у Тредиаковского, Батюшкова, Языкова, Ломоносова, Пушкина, Хлебникова, Фета и Пастернака. Этот вопрос органично развивался в эссе «О природе слова», где О. Мандельштам задался вопросом, насколько поэзия Серебряного века стала продолжением Некрасова, Державина или даже Симеона Полоцкого. Его многогранные, зачастую парадоксальные суждения раскрываются для читателя всегда неожиданно, поверхностные на первый взгляд детали обнажают пленительные тайны поэтической речи. О. Мандельштам в этих заметках — всегда взволнованный и увлеченный оратор, полный проницательных и разноречивых высказываний. | ||
|} | |} | ||
---- | ---- | ||
{| | {| | ||
|width="200"| [[Файл:A 029.jpg|192px]] | |width="200"| [[Файл:A 029.jpg|192px]] | ||
− | | '''Лапшина Н. В.''' | + | | '''Лапшина Н. В., Романович И. К., Ярхо Б. И.''' |
+ | |||
+ | '''Метрический справочник к стихотворениям А. С. Пушкина.''' — Москва — Ленинград: ACADEMIA, 1934, 144 с., 2 л. табл.. Супер обложка и переплет М. В. Ушакова — Поскочина. — Тираж 4 500 экз. Библиогр.: «Литература» (с. 77—78). | ||
− | + | «Справочник», представляет классификацию (размеров, каталектики, строфики и метрической композиции) основных форм со статистическим подсчетом, ибо составители исходят из мысли, что в художественном целом пропорции форм столь же важны, как и их наличие. Кроме того, цифры, расположенные в хронологическом порядке, дают возможность судить о ходе развития метрики поэта и сделать в этой области некоторые выводы. | |
|} | |} | ||
---- | ---- |
Версия 15:21, 29 марта 2019
О русском стихосложении
Томашевский Б.
О стихе: статьи / Б. Томашевский. — Ленинград: «Прибой», 1929. |