Возврат в оглавление
   

Женщины в Германии в первой половине XX века

Введение
Женщины в политической жизни Германии 1900-1945 гг
Женщины в немецкой экономике первой половины XX века
Женское образование
Брак, семья и сексуальность
Хронология
Терминологический словарь
Персоналии
Источники и литература для самостоятельной подготовки
Сокращения
   

Персоналии

Аугспург, Анита (1857-1943)

Анита Аугспург родилась 22 сентября 1857 г. в семье потомственного судебного чиновника в Вердене-на-Аллере, по окончании школы помогала отцу в адвокатской практике, а затем в Берлине сдала экзамен на звание учительницы. Здесь же, в столице Германской империи, она выучилась на актрису и во второй половине 1880-х гг. выступала в театрах Майнингена, Аугсбурга и Амстердама. В Мюнхене Анита открыла фотоателье "Эльвира", которое приобрело популярность в богемных кругах, и написала кулинарную книгу.

В начале 1890-х гг. А. Аугспург принимает участие в основании союза "Женское благо" и составлении петиции о допуске немецких женщин к обучению в университетах. Поскольку петиция не имела успеха, Анита отправилась в Цюрих и после посещения курсов юриспруденции защитила диссертацию "О возникновении и практике народного представительства в Англии". По возвращении в Германию она публикует книгу "Этическая сторона женского вопроса" и поддерживает организацию в Карлсруэ первой гимназии для девушек, аттестат которой давал право на обучение во всех высших школах Германской империи.

Во второй половине 1890-х гг. А. Аугспург активно включилась в женское движение. Она работала в международных аболиционистских организациях, выступавших за отмену государственной регламентации проституции, участвовала в работе международного аболиционистского конгресса в Лондоне и в создании немецкого отделения Международной аболиционистской федерации в Гамбурге. В это же время она познакомилась и подружилась с Лидой Густавой Хайман.

Переехав в Берлин, А. Аугспург сблизилась с организациями, представляющими радикальное крыло женского движения, и вскоре стала одним из его лидеров. Она работала журналисткой и редактором в парламентском приложении к журналу "Женское движение", а также в "Журнале женского избирательного права", была избрана президентом "Германского союза женского избирательного права".

После начала первой мировой войны А. Аугспург встала на позиции пацифизма и в 1915 г. вошла в группу инициаторов созыва Международного женского мирного конгресса в Гааге. На конгрессе была основана "Международная женская лига мира и свободы" (ИФФФ), и Анита до прихода к власти национал-социалистов активно работала в ее немецкой секции. В 1919-1933 г. А. Аугспург и Л. Хайман издавали журнал "Женщина в государстве", ставший главным органом немецких пацифисток. В 1918 г. премьер-министр Баварии Курт Эйснер пригласил Аниту в состав теневого кабинета баварского советского правительства, но из-за гибели Эйснера она не смогла приступить к своим обязанностям.

После установления гитлеровской диктатуры А. Аугспург эмигрировала в Швейцарию, ее имущество в Германии было конфисковано нацистами, и она жила за счет публицистической деятельности и помощи друзей. 20 декабря 1943 г. Анита Аугспург умерла в Цюрихе.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/AugspurgAnite/index.html

Боймер, Гертруда (1873-1954)

Гертруда Боймер родилась 12 сентября 1873 г. в Вестфалии в семье пастора. Через три года семья переехала в Померанию, где отец получил место инспектора окружных школ. Гертруда окончила высшую школу для девушек в Галле, учительский семинар в Магдебурге, изучала германистику, теологию, философию и социологию в Берлине, защитила диссертацию о творчестве Гете. В течение шести лет она преподавала в народной школе для девочек.

В 1896 г. при участии Г. Боймер было основано Магдебургское объединение учительниц. Она познакомилась и подружилась с бесспорным лидером немецкого женского движения Хелен Ланге. Под их совместной редакцией с 1901 г. выходил в свет пятитомный "Справочник женского движения". Боймер работала редактором журнала Всеобщего германского женского союза (АДФ) "Новые пути" (1907-1910), совместно с известным либеральным политиком Фридрихом Науманом издавала еженедельник "Помощь", посвященный вопросам политики, литературы и искусства (1912-1940), орган буржуазного женского движения журнал "Женщина" (1916-1936). В 1910-1919 гг. она занимала пост председателя Объединения немецких женских союзов (БДФ) - головной организации буржуазного женского движения в Германии, состояла в Прогрессивной народной партии. После начала первой мировой войны Боймер основала "Национальную женскую службу", призванную поддержать военные усилия правительства, в 1916-1920 гг. возглавляла Институт социальной педагогики в Гамбурге.

После Ноябрьской революции она вступила в Немецкую демократическую партию (НДП), была избрана депутатом Национального собрания, в 1920-1930 гг. постоянно избиралась депутатом рейхстага от НДП и занимала пост заместителя председателя этой партии, в 1930-1932 гг. была депутатом рейхстага от Немецкой государственной партии. С 1922 г. Боймер возглавляла секцию школ и молодежной благотворительности в культурно-политическом отделе имперского министерства внутренних дел и стала первой в германской истории женщиной, получившей чин министерского советника. В Лиге Наций, куда Германия была принята в 1926 г., Боймер работала в комиссии по социальным и гуманитарным вопросам.

После прихода к власти Гитлера она была уволена с государственной службы, основным источником ее существования стала небольшая пенсия учительницы народной школы, которую назначило ей нацистское правительство. Тем не менее Боймер продолжила издание журнала "Женщина" и даже поддержала женскую политику национал-социализма. Только в 1941 г. после пятилетнего отлучения Боймер от общественной жизни был опубликован ее исторический роман "Путь Данте Алигьери".

По окончании второй мировой войны Г. Боймер выступила за политическую самостоятельность западных оккупационных зон Германии, участвовала в основании Христианско-социального союза (ХСС), затем вступила в Христианско-демократический союз (ХДС), опубликовала книгу "Новый путь немецкой женщины". Гертруда Боймер скончалась 25 марта 1954 г. под Билефельдом.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/BaeumerGertrud/index.html

Браун, Лили (1865-1916)

Лили Браун (Амалия фон Кречман) родилась 2 июля 1865 г. в семье прусского генерала. Она не получила образования, но после того как ее отец в 1890 г. вышел в отставку и доходы семьи сократились, Лили переехала в Берлин и стала жить на заработки, полученные от издания работ по истории литературы. Вместе с мужем она посещала филантропический кружок "Немецкое общество этической культуры" и издавала журнал "Этическая культура". Своей главной целью Браун считала улучшение экономического, социального и духовного положения женщины. Некоторое время она участвовала в издании журнала "Женское движение" и входила в состав правления союза "Женское благо". Вскоре Лили Браун отошла от буржуазного женского движения и в 1895 г. вступила в СДПГ, окончательно порвав с семьей, имевшей французские и немецкие дворянские корни. После смерти первого мужа она вышла замуж за социал-демократического политика и публициста Генриха Брауна, совместно с которым издавала культурно-просветительский журнал "Новое общество". Супруги Браун входили в ревизионистское крыло СДПГ, выступавшее за практическую ежедневную политику в рамках существующего общественного порядка. Во внутрипартийных дискуссиях Лили Браун настаивала на сотрудничестве СДПГ с буржуазным женским движением. Воззрения Браун оказывали значительное влияние на женскую политику СДПГ, а также на радикальное крыло буржуазного женского движения. Она написала ряд работ по женскому вопросу, в том числе книгу "Женский вопрос и социал-демократия", двухтомную автобиографию "Мемуары одной социалистки" и роман "В тени титанов", рассказывающий о жизни ее бабушки Женни фон Паппенгайм, которая входила в круг друзей Гете.

С началом первой мировой войны Лили Браун встала на националистические позиции, порвав с многими своими соратницами. В 1916 г. она скончалась в Берлине.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/BraunLily/index.html

Дом, Хедвиг (1831-1919)

Хедвиг Дом (Марианна Аделаида Хедвиг) - одна из восемнадцати детей в семье еврея Густава Адольфа Шлезингера, владельца табачной фабрики, родилась 20 сентября 1831 г. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, девушка была вынуждена оставить школу и помогать матери по хозяйству. В 1853 г. она вышла замуж за Эрнста Дома, главного редактора сатирического еженедельника "Трах-тарарах". В браке, продолжавшемся 30 лет, она родила пятерых детей. Ее дом стал местом встреч берлинских художников, артистов и интеллектуалов. Первая научная работа Хедвиг Дом, написанная во второй половине 60-х гг., называлась "Испанская национальная литература в ее историческом развитии" и, несомненно, свидетельствовала о таланте женщины, не получившей даже полного среднего образования. Ее известные феминистские полемические произведения вышли в первые годы после создания Германской империи: "Что пасторы думают о женщинах" (1872), "Учение иезуитов у домашнего очага" (1873), "Научная эмансипация женщины" (1874), "Природа и право женщин" (1876).

Х. Дом считала, что так называемый женский социальный характер обусловлен воспитанием, а не биологическими задатками. Она требовала равных прав на образование для обоих полов и боролась за женское избирательное право. Работа по дому и воспитание детей могут быть поручены общественным учреждениям, чтобы предоставить женщине возможность заниматься профессиональной деятельностью. Экономическая независимость женщины создаст этические основы брака, поскольку женщина больше не должна будет выходить замуж по материальным причинам.

Но эти воззрения не вызвали широкого общественного резонанса, поскольку оказались для вильгельмовской Германии несколько преждевременными. Во второй половине 1870-х - 1880-х гг. Хедвиг Дом прекратила писать, а расцвет ее творчества пришелся на период 1890-1910 гг., когда она уже достигла возраста 60-80 лет. В это время ею был написан ряд романов и рассказов, новое поколение женщин обратилось к ее ранним публицистическим работам.

Хедвиг Дом умерла от воспаления легких 1 июня 1919 г. в Берлине.

http://www.fembio.org/frauen/hedwig-dohm.shtml

http://www.heim8.tu-clausthal.de/flur10/hdh.html

фон Друсковиц, Хелен (1856-1918)

Хелен фон Друсковиц родилась 2 мая 1856 г. в Вене, сдала в Венской консерватории экзамен по классу фортепьяно, экстерном окончила гимназию. После переезда семьи в Швейцарию она изучала философию, германистику, археологию, ориенталистику и современные языки в университете Цюриха, где стала первой австрийской женщиной, получившей степень доктора философии.

Хелен фон Друсковиц, которой едва исполнилось 22 года, не хотела ограничивать себя обычной для женщины того времени ролью домохозяйки и матери. Она читала лекции по истории литературы в различных университетах, выступала за эмансипацию женщин, особенно за предоставление им права на получение высшего образования.

Первые драмы и комедии, изданные под мужскими псевдонимами, в том числе "Султан и принц" (1881), не принесли ей известности, и Хелен обратилась к литературной и музыкальной критике. Будучи лично знакома с Фридрихом Ницше, она критиковала его философскую концепцию с позиций атеизма, опубликовав книгу "Современные попытки религиозного подхода" (1886).

Фон Друсковиц курила и употребляла алкоголь, что для многих женщин XIX столетия было символом духовной независимости. Кроме того, она никогда не скрывала своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и это превращало ее в изгоя. Алкоголизм привел к появлению галлюцинаций, и в 1891 г. Х. фон Друсковиц была помещена в лечебницу и объявлена недееспособной. Двадцать семь лет она провела в клинике Мауэр-Олинг. Здесь в 1905 г. ею была написана полемическая и ироничная книга "Кардинальные пессимистические фразы", в которой мужчина был назван "логической и нравственной невозможностью" и "проклятием мира". 31 мая 1918 г. Хелен фон Друсковиц умерла в инфекционной больнице. Она завещала сжечь все свое опубликованное и неопубликованное наследие и запретила помещать сообщение о своей смерти в газетах. Единственным напоминанием о ней должен был стать скромный надгробный камень.

Ланге, Хелен (1848-1930)

Хелен Ланге родилась 9 апреля 1848 г. в Ольденбурге в семье коммерсанта. После смерти родителей она в течение года жила в семье пастора в южной Германии, а затем поступила в интернат в Эльзасе, где давала уроки по немецкой литературе и грамматике. Это давало Хелен возможность посещать остальные учебные занятия и самостоятельно изучать философию, историю литературы и религии, историческую науку и древние языки. Проработав несколько лет воспитательницей и домашней учительницей в Оснабрюке и Берлине, Ланге вступила в "Союз немецких учительниц и воспитательниц". С 1874 г. она преподавала языки в школе для девочек в Лихтенберге под Берлином, а через два года организовала собственный учительский семинар, который действовал до 1891 г.

В 1887 г. Х. Ланге участвовала в составлении петиции в прусское министерство преподавания и ландтаг. Составительницы выдвинули требования роста влияния учительниц в общественных средних школах для девочек и научной подготовки женщин-учителей. В так называемой желтой брошюре, которая сопровождала петицию, Ланге отразила свою позицию по вопросам женского образования, выступив, в том числе, за преобладание в школах для девочек женщин-учителей. Однако петиция была отклонена.

В конце 1880-х - начале 1890-х гг. Ланге открыла в Берлине гимназические курсы для женщин, основала и возглавила "Всеобщий германский союз учительниц" (АДЛФ), а также журнал "Женщина", который превратился в ведущее издание буржуазного женского движения. Она входила в состав правления Всеобщего германского женского союза (АДФ) и "Объединения немецких женских союзов" (БДФ), выступая против приема в состав этой головной организации социал-демократических женских групп. При ее участии в прусском управлении по делам культов была разработана и проведена реформа школ для девочек (1908 г.). После снятия в 1908 г. запрета на участие женщин в политической деятельности Ланге вступила в Партию свободомыслящих. Во время первой мировой войны она поддержала деятельность "Национальной женской службы", основанной ее подругой и спутницей жизни Гертрудой Боймер.

В 1917-1920 гг. Ланге работала учительницей в Институте социальной педагогики в Гамбурге, в 1919-1920 гг. являлась депутатом городского парламента Гамбурга от Немецкой демократической партии (НДП). Возвратившись в 1920 г. в Берлин, она прекратила деятельность в политических и общественных организациях, продолжив занятия публицистикой и издание журнала "Женщина". Ее удостоили степени доктора государственных наук в университете Тюбингена, наградили прусской медалью "За заслуги перед государством". 13 мая 1930 г. Хелен Ланге скончалась.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/LangeHelene/index.html

http://www.frauengeschichte.uni-bonn.de/ausstell/bios/frbio049.htm

Фертинг, Матильда (1884-1977)

Мария Иоханна Матильда Фертинг родилась 10 января 1884 г. в Мессингене (Нижняя Саксония) в многодетной, но состоятельной католической семье сельского хозяина. В университетах Бонна, Мюнхена, Марбурга и Гисена она изучала математику, физику, химию, философию, медицину и в 1911 г. защитила в Боннском университете диссертацию "Понятие апперцепции Отто Виллмана и Бенно Эрдмана в сравнении с понятием апперцепции Гербарта". После этого М. Фертинг приступила к работе учительницы в одном из берлинских лицеев, а в 1913 г. опубликовала книгу "Уничтожение интеллигенции работой по запоминанию". Основная идея книги состояла в том, что перегрузка памяти обучающегося в школе и университете негативно сказывается на его работоспособности: "Запоминание в области, которая является неинтересной, суть проституция интеллигенции".

Работу в области образования она сочетала с изучением психологии, олигофренопедагогики и практики лечения. В 1921 г. вышел в свет первый том ее книги "Новое обоснование психологии мужчины и женщины", получивший широкую известность. Материалом для подготовки этого сочинения послужили формы матриархата и присущие им полоролевые качества, известные из исследований антропологов, социологов, этнологов. М. Фертинг утверждала, что "дифференциация полов не является продуктом различных врожденных задатков, а только результатом их властного положения". На этом основании автор подвергла резкой критике школу, церковь, армию и политические партии. Положительный резонанс вызвали изданные в эти же годы педагогические исследования Матильды Фертинг, например, книга "Новые пути урока математики", которая была переведена на несколько языков. Фертинг стала второй в Германии женщиной-профессором, получив в 1923 г. место профессора педагогики в Иене.

После прихода к власти нацистов она была уволена из университета на основании "Закона о защите профессионального чиновничества", лишена права публиковать свои работы и заниматься медицинской практикой. Национал-социалисты также запретили Матильде Фертинг эмигрировать в Нидерланды и США. Ее попытки устроиться на работу в университеты ФРГ по окончании второй мировой войны оказались безуспешными. В 1953-1977 гг. она принимала участие в издании "Журнала государственной социологии". 6 мая 1977 г. Матильда Фертинг умерла в Шёнау (Шварцвальд).

http://www.medicineworldwide.de/persoenlichkeiten/vaerting.html

http://www.frauengeschichte.uni-bonn.de/ausstell/bios/frbio067.htm

Фюрт, Генриетта (1861-1938)

Генриетта Фюрт вышла замуж уже в 19 лет и стала матерью семи детей, но, несмотря на это, была не только активным членом СДПГ, но и опубликовала многочисленные книги и статьи, которые касались преимущественно защиты материнства и охраны женского труда. В отличие от многих своих товарищей, Фюрт выступала за совместные действия с буржуазным женским движением и во время первой мировой войны сотрудничала с "Национальной женской службой". В 1919-1924 г. она являлась депутатом Франкфуртского городского парламента и до 1933 г. работала преимущественно на поприще юридической защиты.

Хайман, Лида Густава (1868-1943)

Лида Густава Хайман родилась 15 марта 1868 г. в Гамбурге в многодетной семье крупного коммерсанта. Получила домашнее образование, посещала школу для девочек в Гамбурге и пансионат в Дрездене. Хайман преподавала в школе для бедных и возглавляла швейную школу. После смерти отца она получила право управлять семейным имуществом и использовала семейные средства для финансирования обедов для работниц, организации группы продленного дня, поддержки бастовавших портовых рабочих Гамбурга и их семей.

В 1896 г. Хайман была избрана членом правления местной группы Всеобщего германского женского союза (АДФ), но отказалась от этого поста, посчитав цели союза слишком ограниченными. На международном женском конгрессе в Берлине Хайман познакомилась с Анитой Аугспург. В следующем году она приобрела здание в центре Гамбурга, в котором открыла женский центр, включавший профессиональную школу, юридическую консультацию, профессиональную организацию артисток и устраивавший обеды.

Постепенно Хайман становится одним из признанных лидеров радикального крыла буржуазного женского движения, выступавшего за политическое равноправие женщин. В 1902 г. она вошла в группу учредителей "Германского союза женского избирательного права", который позднее присоединился к "Всемирному союзу женского избирательного права". После отмены запрета на политическую деятельность женщин Хайнман и Аугспург вступают в Немецкую народную партию свободомыслящих, но поскольку в организации ведущую роль играли мужчины, они выходят из ее состава. В 1914 г. Хайман стала секретарем радикального пацифистского "Союза женского избирательного права" и редактором его печатного органа "Союзные сообщения", в котором она выступила за немедленное прекращение первой мировой войны. Она участвовала в работе Женского конгресса мира в Гааге, а также в основании "Международного комитета за длительный мир" (1915 г.).

Во время Ноябрьской революции 1918-1919 гг. в Германии Хайман входила в состав временного Национального совета Народного государства Бавария. В период Веймарской республики она - вице-президент немецкой секции "Международной женской лиги за мир и свободу" (ИФФФ), издательница журналов "Женщина в государстве" и "Журнала женского избирательного права", председатель международной женской конференции против опиума и наркотиков (1929-1930 гг.). В начале 1933 г. Хайман организовала антинацистский митинг в Мюнхене.

После прихода к власти Гитлера Хайман и Аугспург эмигрировали в Швейцарию. Так как их имущество в Германии было конфисковано, то источником их существования стала публикация антифашистских статей, которые финансировались ИФФФ. В 1941 г. вышла в свет автобиография "Пережитое - увиденное: Немецкие женщины борются за свободу, право и мир, 1850-1940".

31 июля 1943 г. Лида Густава Хайман умерла в Цюрихе.

Цеткин, Клара (1857-1933)

Клара Эйснер родилась 5 мая 1857 г. в Саксонии в семье сельского учителя и выросла в деревне наемных рабочих в Рудных горах. В 1874-1878 гг. она посещала учительский семинар в Лейпциге, где сблизилась с членами кружка русских студентов и эмигрантов, среди которых был Осип Цеткин, ставший впоследствии ее мужем. В Лейпциге Клара участвовала в дискуссионных заседаниях Всеобщего германского женского союза (АДФ).

В 1878 г. К. Цеткин вступила в Социалистическую рабочую партию и порвала с семьей. До 1882 г. она работала воспитательницей в Саксонии и Австрии, а после этого стала сотрудничать в нелегальном партийном органе "Социал-демократ", размещавшемся в Цюрихе. В ноябре 1882 г. она переехала в Париж. В 1889 г. Осип Цеткин умер после продолжительной болезни, и Клара должна была содержать двоих сыновей и себя, выполняя письменные работы и переводы. В 1897 г. она выходит замуж за художника Георга Фридриха Цунделя.

Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса II Интернационала в Париже в 1889 г., выступила на конгрессе с речью о роли женщин в революционной борьбе. Она требовала полного профессионального и общественного равноправия женщины, а также ее активного участия в классовой борьбе. После отмены исключительного закона против социалистов она возвратилась в Германию и поселилась в Штутгарте. В 1892 г. Цеткин основала и до 1917 г. возглавляла социал-демократическую женскую газету "Равенство".

В СДПГ Цеткин занимала левые позиции вместе с такими известными деятелями германской социал-демократии, как Роза Люксембург, Карл Либкнехт, Франц Меринг. Во время первой русской революции 1905-1907 гг. она пришла к выводу, что российский рабочий класс стал боевым авангардом международного пролетариата, и опыт его революционной борьбы нужно использовать в Германии.

По ее инициативе в 1907 г. в Штутгарте была созвана первая Международная женская конференция. Здесь она была избрана секретарём Международного женского секретариата. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене (1910 г.) по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня 8 марта.

Накануне первой мировой войны Цеткин активно боролась против милитаризма и империалистической колониальной политики. На Базельском конгрессе II Интернационала (1912 г.) она призвала рабочих всех стран решительно выступить против угрозы империалистической войны. После начала войны Цеткин отвергла политику "гражданского мира", проводившуюся германскими социал-демократами. Она была одним из организаторов международной женской социалистической конференции в Берне против империалистической войны в марте 1915 г. По окончании конференции Цеткин вернулась в Германию, где была арестована и провела в заключении четыре месяца. За антивоенную пропаганду руководство СДПГ отстранило ее от работы в редакции газеты "Равенство". Цеткин была в числе основателей и руководителей "Союза Спартака" (1916 г.), а затем - Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ), в Центральный комитет которой она входила (1917 г.).

В 1919 г. Цеткин вступила в КПГ, получив место в ее ЦК. Она участвовала в работе II-VI конгрессов Коммунистического Интернационала (1920-1928 гг.), с 1921 г. была членом Исполкома Коминтерна и Президиума ИККИ, в 1921-1925 гг. возглавляла международный женский секретариат Коминтерна и руководила журналом "Коммунистический женский Интернационал", а с 1925 г. - ЦК МОПР.

В 1920-1933 гг. Клара Цеткин - депутат рейхстага от КПГ, проживает попеременно в Германии и Советском Союзе, поддерживает дружеские отношения с В. И. Лениным и Н. К. Крупской. 30 августа 1932 г. она, как старейший депутат рейхстага, открывает его первое заседание, провозглашая в своей речи крушение капиталистического общественного порядка и выступая за единый фронт перед лицом фашистской угрозы. Цеткин была награждена орденами Ленина и Красного Знамени.

20 июня 1933 г. Клара Цеткин умерла в подмосковном селе Архангельском после тяжелой болезни. Урна с ее прахом захоронена на Красной площади у Кремлевской стены.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/ZetkinClara/index.html

Шольц-Клинк, Гертруда (1902-1999)

Гертруда Тройш родилась 9 февраля 1902 г. в семье чиновника топографической службы в Адельсхайме (Баден), работала учительницей и журналисткой, вышла замуж за учителя Фридриха Клинка, в браке с которым родила шестерых детей.

В 1929 г., следуя примеру мужа - мелкого функционера нацистской партии, Гертруда вступила в НСДАП и взялась за пропагандистскую работу среди женщин. В марте 1930 г. во время предвыборного митинга Фридрих Клинк умер от сердечного приступа. Желая продолжить его дело, Гертруда интенсифицировала свою работу в гитлеровской партии и вскоре была замечена: уже в октябре 1930 г. ее назначили гауляйтером дочерней организации НСДАП в Бадене - Немецкого женского ордена (ДФО), через год она возглавила отделение новой нацистской женской организации "Национал-социалистические женщины" в гау Баден, а затем - в гау Гессен. В 1932 г. Гертруда Клинк вступила в брак с ландратом Гюнтером Шольцем.

После прихода к власти нацистов личным покровителем Гертруды Шольц-Клинк стал имперский наместник в Бадене Роберт Вагнер, который способствовал ее молниеносной карьере. В 1933 г. он назначил Шольц-Клинк референтом по женским вопросам в баденском министерстве внутренних дел. В 1934 г. она была назначена имперской руководительницей Национал-социалистической женской организации (НСФ), начальницей ее дочерней организации "Немецкие женщины", руководительницей имперского женского союза Германского Красного Креста (ДРК), руководительницей женского отдела Германского трудового фронта (ДАФ) и на короткое время - руководительницей Добровольной женской службы труда (ДФАД). В ноябре 1936 г. Шольц-Клинк была награждена "Золотым почетным знаком" НСДАП, который в пропагандистских целях вручался лицам с образцово-показательными функциями. После посещения ею Великобритании в 1939 г. английская пресса называла ее "образцовой нацистской женщиной". Нацистская пропаганда, рассчитанная на зарубежные страны, использовала этот факт, представляя Шольц-Клинк важной фигурой руководства третьего рейха. Хотя благодаря протекции Вагнера Шольц-Клинк получила титул имперской руководительницы женщин, она не располагала реальной властью в гитлеровском государстве и полностью подчинялась руководителям-мужчинам. Например, в правлении НСДАП она занимала пост заместителя начальника женского отдела, который возглавлял Эрих Хильгенфельд.

В 1938 г. Шольц-Клинк развелась с мужем и два года спустя вышла замуж за обергруппенфюрера СС Августа Гайсмайера, инспектора элитных нацистских школ-интернатов (Наполас) в Пруссии и отца шестерых детей. Награжденная золотым "Почетным крестом германской матери", она не только показывала личный пример деторождения, но и требовала от всех немецких женщин "рекордной рождаемости".

После разгрома фашистской Германии Шольц-Клинк попала в советский лагерь военнопленных, но вскоре бежала и вместе с мужем по фальшивым документам проживала во французской зоне оккупации, успешно пройдя процедуру денацификации. Однако в феврале 1948 г. супруги были разоблачены, арестованы и приговорены к 18 месяцам заключения. В мае 1950 г. Шольц-Клинк была включена в группу главных нацистских преступников и приговорена к отбыванию 30 месяцев в трудовом лагере и уплате денежного штрафа. Кроме того, она была на 10 лет лишена права работать учительницей и журналисткой, навсегда - права заниматься политической деятельностью, вступать в партии и профсоюзы, а также избирательного права. С 1953 г. до своей смерти 24 марта 1999 г. Шольц-Клинк проживала под Тюбингеном. Ее автобиографическая книга "Женщина в третьем рейхе" (1978 г.) похожа на официальный отчет и свидетельствует о восхищении автора национал-социализмом.

http://www.hdg.de/lemo/html/biografien/ScholtzKlinkGertrud/index.html

Штёкер, Хелен (1869-1943)

Хелен Штекер родилась 13 ноября 1869 г. в семье текстильного фабриканта, окончила учительский семинар в Берлине, получив профессию учительницы средней школы для девушек. В столице Германской империи она вступила в "Немецкое общество мира" и в 1893 г. поместила в журнале "Свободная трибуна" свою первую статью "Современная женщина". Штекер заявила о себе как о стороннице сознательной, экономически независимой и ни в коей мере не подчиненной мужчине женщины. Когда женщинам было разрешено посещать занятия в Берлинском университете, она слушала лекции по истории литературы, философии и политэкономии. Штекер основала "Союз учащихся женщин" и на одном из его заседаний выступила с докладом "Фридрих Ницше и женщины". В 1897 г. она лично познакомилась с Ницше, посетив его в Веймаре. Увлечение ницшеанской философией оказало решающее влияние на теорию "новой этики", которую позднее развивала Штекер.

18 мая 1898 г. она впервые выступила с публичной речью на митинге протеста "Союза женское образование - женское высшее образование", потребовав свободного допуска женщин в образовательные учреждения и гражданского равноправия для них. Одновременно Штекер успешно продолжила обучение в университетах Глазго и Берна. Защитив в 1901 г. диссертацию по теме "О представлениях об искусстве XVIII века. От Винкельмана до Вакенродера", она четыре года работала доцентом высшей школы Лессинга в Берлине.

1 января 1902 г. Штекер совместно с Минной Кауэр, Лидой Густавой Хайман и Анитой Аугспург основала "Союз женского избирательного права", с 1903 г. возглавляла редакцию журнала "Женское обозрение", а в январе 1905 г. вместе с представительницами пролетарского женского движения Лили Браун и Генриеттой Фюрт участвовала в создании "Союза защиты матери и сексуальной реформы" и издании его журнала "Защита матери" (с 1908 г. - "Новое поколение"). Целью союза было устранение предрассудков по отношению к незамужним матерям и их детям и содействие улучшению их юридического и социального положения, например, отмена наказаний за производство абортов, предоставление женщинам права на предохранение от беременности. В 1908 г. в Берлине и Франкфурте-на-Майне были открыты первые материнские дома "Союза защиты матери". Согласно представлениям Штекер, в обществе должна была утвердиться "новая этика", основу которой составит право женщины на распоряжение своим телом и своей сексуальностью; не брак, а любовь должна стать единственной легитимной основой отношений между мужчиной и женщиной. Однако реформирование сексуальной морали не было поддержано большинством участниц женского движения, и в 1912 г. БДФ отказался включить "Союз защиты матери" в свой состав.

В годы первой мировой войны Хелен Штекер поддержала идеи радикального пацифизма, приняла участие в работе "Международного женского конгресса за длительный мир" в Гааге (1915 г.), была избрана членом правления пацифистского союза "Международное право" (1916 г.), участвовала в основании "Международной женской лиги мира и свободы" (ИФФФ) (1919 г.) и "Интернационала противников военной службы" (1921 г.). Под влиянием Штекер "Союз защиты матери" провозгласил одной из своих главных задач борьбу за мир.

Двадцатые годы стали периодом максимальной общественно-политической активности Хелен Штекер. Она выпустила книгу "Любовь", имеющую автобиографические черты и выражавшую представления Штекер о морали, вошла в правление "Германской лиги прав человека", участвовала в основании "Общества друзей новой России" (1923 г.) и посетила Советский Союз (1927 г.), была делегатом от Германии на VI Международной конференции по регулированию рождаемости в Нью-Йорке (1925 г.), присоединилась к "Группе революционных пацифистов", в программе которой капиталистическая общественная организация была названа главным источником войны (1926 г.), участвовала в работе II Международного конгресса сексуальной реформы в Копенгагене (1928 г.).

После установления в Германии нацистской диктатуры Хелен Штекер эмигрировала в Швейцарию, затем в Швецию и США. На родине был арестован ее банковский счет, рукописи сожжены, степень доктора аннулирована. В марте 1938 г. она была лишена германского гражданства. В эмиграции Штекер активно работала над автобиографией, но, не успев завершить ее, умерла 23 февраля 1943 г. в Нью-Йорке.

http://www.dhm.de/lemo/html/biografien/StoeckerHelene/index.html

Юхаш, Мари (1879-1956)

Мари Юхаш родилась 15 марта 1879 г. в семье обедневшего ремесленника и в 1908 г. вступила в СДПГ, где была секретарем по женским вопросам одного из округов. Во время первой мировой войны она работала в "Национальной женской службе" (НФД), где собрала большой опыт деятельности в социальной сфере. В 1917 г. председатель правления СДПГ Фридрих Эберт доверил ей пост центрального секретаря по женским вопросам, она вошла в правление партии, а когда Клара Цеткин перешла в КПГ, сменила ее на посту главного редактора журнала "Равенство". Юхаш выступала за полное политическое равноправие женщин и была сторонницей сотрудничества с буржуазным женским движением. В 1919 г. она стала первой женщиной, выступившей в рейхстаге. В Национальном собрании и рейхстаге она особое внимание уделяла социальным проблемам и женскому вопросу. В декабре 1919 г. Юхаш на заседании правления СДПГ основала Организацию рабочей благотворительности (АВО), председателем которой оставалась до 1933 г. После прихода к власти Гитлера жила в эмиграции в США (1933-1949 гг.), а по возвращении на родину вновь занималась работой в АВО. Мари Юхаш умерла 26 января 1956 г.

http://www.awo-le.de/awo/geschichte/marie_juchacz.htm