Версия для слабовидящих

Особенности проявлений тревожности у подростков из семей с разным типом воспитания

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск

В настоящее время все более актуальным становится исследование различных видов тревожности и их взаимосвязь с стилем воспитания в семье. Знание подобного рода закономерностей дает возможность педагогу-психологу быть достаточно ориентированным в пространстве своей профессиональной деятельности и эффективно справляться с проблемными ситуациями.

Исследования многих авторов (А.И. Захаров, А.М. Прихожан) показывают, что факты неблагополучия, характеризующие особенности детско-родительских отношений, и в первую очередь стилей родительского воспитания оказывают влияние на проявление у детей устойчивой тревожности. Таким образом, целью нашего исследования является связь проявлений тревожности у подростков и стилей семейного воспитания их родителей.

Объектом исследования выступили подростки с разным уровнем тревожности (ситуативной, личностной, оценочной), учащиеся 7-х классов.

Предмет исследования: проявления тревожности у детей из семей с разным стилем воспитания. В ходе исследования мы предположили, что высокий уровень тревожности у подростков взаимосвязан с определенными стилями семейного воспитания родителей.

Методологической основой исследования послужили концепции тревожности Ч. Д. Спилберга, А. М. Прихожан и стилей семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и Л. И. Вассерман.

Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика проявления тревожности и закономерности её проявления у мальчиков и девочек подросткового возраста в зависимости от преобладающего стиля семейного воспитания. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов МОУ: Гимназия №14 и МОУ СОШ №39 г. Ростова-на-Дону. Всего: 75 человек.

Полученные с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера результаты ситуативной тревожности (ST), личностной тревожности (LT) и оценочной тревожности подростки продемонстрировали следующие: преобладающее число подростков с сравнительно высоким уровнем тревожности по всем ее видам: ST-27%, LT-57% и OT-59%. Подростки, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать напряжением, выраженным состоянием тревожности постоянно или в течение длительного периода времени. Такие дети и их семьи и будут нуждаться в профессиональной помощи педагога-психолога.


По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" (Л. И. Вассерман) оказались следующими: подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место. На третьем месте – непоследовательность, затем – директивность, и на последнем – враждебность. Так как отдельно исследовались стили семейного воспитания отца и матери, то можно сделать вывод о сочетании стилей в воспитании родителей, так как больших различий между ними не выявлено.

Для определения статистической связи видов тревожности и стилей семейного воспитания был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Итак, было выявлено наличие корреляционных связей различных по степени силы: значимую корреляцию (ρ=0,243, *ρ ≤ 0,05 корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) и тенденцию к достоверной связи (ρ=0,191; -0,187; 0,179 и т. д.ρ ≤ 0,1 различия обнаружены на уровне статистической тенденции).

Оценочная тревожность у подростков положительно коррелирует с враждебностью обоих родителей (ρ = 0, 243 при ρ ≤ 0,05 и ρ = 0,179 при ρ ≤ 0,1 соответсовенно). Враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения, следовательно имеет высокий уровень тревожности в ситуациях оценивания его родителями дома, а в школе учителями и сверстниками.

Выявлена взаимосвязь личностной тревожности и враждебности обоих родителей, причем со стороны мамы она несколько выше (ρ = 0,191 при ρ ≤ 0,05 – по матери и ρ = 0,175 при ρ ≤ 0,1 – по отцу). В данном случае речь идет о таком неблагоприятном стиле родительского воспитания – сочетание сверхтребовательности и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень тревожности как личностной черты.

Также можно говорить об отрицательной корреляционной зависимости между личностной тревожностью и позитивным интересом со стороны отца и матери (ρ = -0,187 и ρ = -0,146 при ρ ≤ 0,1) и взаимосвязи между показателями личностной тревожности и директивностью со стороны обоих родителей (ρ = 0,158 и ρ = 0,149 при ρ ≤ 0,1. И наконец была определена связь личностной тревожности и автономности в воспитании отцов (ρ = 0,149 при ρ ≤ 0,1).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: высокий уровень тревожности подростков связан с определенными стилями семейного воспитания отца и матери.